Статьи
Поиск по сайту:
Например, Как написать бизнес-план?
Профессиональный сервис для руководителей малого бизнеса: помогает правильно вести бухгалтерию,
создавать счета, акты, накладные, договора, сдавать отчётность и уплачивать налоги точно в срок.

Если в компании задерживают зарплату: как проверяют и чем это грозит. Какое наказание следует за невыплату заработной платы?

Печать
06.08.2013 00:00

Журнал «Кадровое дело» № 9 сентябрь 2011

Повод для разговора: Усиление контроля и ответственности за невыплату заработной платы – Минздравсоцразвития России подготовило законопроект, упрощающий взыскание процентов, начисленных на сумму просроченной задолженности по зарплате, Рострудом проводятся массированные проверки компаний-должников.

Почему это важно? Работодателю следует знать, как организована процедура дисквалификации должностных лиц, виновных в невыплате зарплаты, может ли работодатель рассчитывать на разъяснения инспектора труда во время проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, как оспорить результаты проверки.

На наши вопросы отвечает: Игорь Воробьев, начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, заместитель главного инспектора труда Российской Федерации.

Основной причиной невыплаты заработной платы является отсутствие у организации собственных средств. Является ли это основанием для освобождения работодателей от ответственности?Если в компании задерживают зарплату: как проверяют и чем это грозит

– В самом деле, среди основных причин невыплаты или задержки зарплаты можно назвать отсутствие у организаций собственных средств, в том числе связанных с дебиторской задолженностью перед ними компаний-клиентов. Конечно, задолженность оказывает существенное влияние на неустойчивое финансовое положение организации. Тем не менее этот факт не всегда может рассматриваться как основание для освобождения работодателей от ответственности за допущенные нарушения законодательства об оплате труда*.

Говорю это с такой уверенностью потому, что наша практика надзорно-контрольной деятельности показала: на протяжении длительного периода работодатели не предпринимают решительных мер по востребованию дебиторской задолженности через суд. Кроме того, такие организации не пытаются внедрить новации организационного или технологического характера, которые помогут вывести компанию из финансовой ямы. Вместо этого руководство принимает самое «простое» решение – не выплачивать людям зарплату. Причем период невыплат растягивается на несколько месяцев. От этих противоправных действий работодателя не удерживают даже существующие меры ответственности, о которых мы поговорим далее.

Для нормализации ситуации применяются комплексные решения – как проверки трудинспекций, так и меры законодательного характера. Например, в настоящее время статьей 236 Трудового кодекса предусмотрена ответственность за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы. Сложность взыскания заключается в том, что работник должен сам инициировать исковое производство. Минздравсоцразвития России подготовило проект федерального закона, упрощающий взыскание процентов, начисленных на сумму просроченной задолженности по заработной плате**. Помимо этого, в регионах, как правило под председательством губернатора или вице-губернатора, работают межведомственные комиссии, которые решают проблему невыплаты зарплаты: рассматривают дела предприятий, задолжавших работникам, выносят частные определения по каждому конкретному должнику. Если ситуация не меняется, комиссия ходатайствует перед прокуратурой о возбуждении уголовного дела и дисквалификации руководителей.

Какое наказание следует за невыплату заработной платы?

– Если бы работодатели-должники были юридически грамотными и понимали, что за невыплату зарплаты следует серьезное наказание, они бы не относились к этой проблеме так спокойно. Давайте разберемся, чем грозит нарушение законодательных норм.

Начнем с Трудового кодекса, в статье 419 которого говорится: лица, виновные в невыплате заработной платы, могут быть привлечены к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Об административной ответственности написано в Кодексе об административных правонарушениях. Часть 1 статьи 5.27 гласит, что за нарушение законодательства о труде следует штраф. Должностных лиц оштрафуют от 1000 до 5000 рублей, юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей. Более серьезному наказанию будут подвергнуты должностные лица, которые уже привлекались к ответственности за аналогичные нарушения законодательства о труде. Им грозит дисквалификация сроком от года до трех лет***.

За невыплату заработной платы преду­смотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Если зарплата не выплачивалась более трех месяцев из-за корыстной или личной заинтересованности руководителя, то в соответствии с частью 1 статьи 145.1 Уголовного кодекса он может быть оштрафован на сумму до 120 000 рублей или лишен права занимать определенные должности на срок до одного года. Наконец, даже лишен свободы на срок до одного года.

Чтобы не пересказывать все статьи Уголовного кодекса, рекомендую самостоятельно познакомиться с частью 2 и 3 статьи 145.1. А в качестве практики применения норм Уголовного кодекса приведу такие цифры: в первом полугодии 2011 года по результатам проведенных проверок по оплате труда государственными инспекторами было направлено в органы прокуратуры 562 материала, по результатам рассмотрения которых возбуждено 16 уголовных дел, три виновных должностных лица осуждены по статье 145.1, остальные находятся в стадии судопроизводства.

Портрет официального лица

Игорь Анатольевич Воробьев

Окончил Московский институт инженеров сельскохозяйственного производства им. В.П. Горячкина и Академию труда и социальных отношений. В федеральной инспекции труда работает с 1995 года. Сначала в должности заместителя руководителя Государственной инспекции труда. Затем, с 2000 года, в должности заместителя руководителя Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. С 2004 года – начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, заместитель главного инспектора труда Российской Федерации.

Задолженность по оплате труда*

Дата

Сумма
задолженности, млн руб.
На 1 января 2008 года
2668
На 1 января 2009 года
4674
На 1 января 2010 года
3105
На 1 января 2011 года
2400
На 1 августа 2011 года
2570
* По данным Роструда и Росстата.

Как происходит процедура дисквалификации?

– Порядок привлечения должностных лиц к ответственности заключается в следующем: при выявлении задолженности по выплате заработной платы – причем срок давности этой задолженности не имеет значения – инспектор труда выдает предписания для устранения нарушения и погашения долга в установленный срок (обычно не более месяца). При этом выплаты должны быть сделаны как работающим, так и уволенным сотрудникам независимо от даты увольнения. Если предписание не будет выполнено и если не истекли сроки для привлечения виновного к ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), в отношении него возбуждается дело об административном правонарушении: оформляется протокол, который рассматривается в установленном порядке. Затем выносится решение о наказании виновного лица.

Если должностное лицо раньше подвергалось наказанию за такое же нарушение, государственным инспектором труда в суд направляется протокол о назначении виновному наказания в виде дисквалификации. Постановление судебного органа должно быть выполнено немедленно. После вступления его в законную силу с дисквалифицированным прекращается трудовой договор.

Обратите внимание: если в компании принято решение взять на работу руководителя высшего звена, то перед тем как заключить с ним трудовой договор, необходимо обязательно запросить информацию о его дисквалификации (ст. 32.11 КоАП РФ) в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц****.

В первом полугодии 2011 года гос­трудинспекциями за нарушения оплаты труда в суды было направлено 185 протоколов об административных правонарушениях с целью дисквалификации должностных лиц. По результатам рассмотрения протоколов судами было дисквалифицировано 82 виновных должностных лица.

Одним из поводов для внеплановой проверки работодателя инспекцией труда является жалоба работника. Что еще может выступать в качестве такого «мотиватора»?

– С 1 августа 2011 года в соответствии с изменениями, внесенными в статью 360 Трудового кодекса*****, установлено специальное основание для проведения внеплановых проверок – обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав. Ранее такой нормы в этой статье Трудового кодекса не было.

Если в органы государственного надзора и контроля поступила информация о фактах причинения вреда либо возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, это также будет основанием для проверки. Причем информация может исходить как от граждан, так и от органов власти, профессиональных союзов, средств массовой информации. Закон № 294-ФЗ, в полной мере вступивший в действие с августа 2011 года, фактически является основным законодательным актом, который регламентирует порядок проведения проверок******.

Обращаю ваше внимание, что во всех указанных выше случаях инспектор труда должен обращаться в прокуратуру, чтобы получить разрешение на проведение выездных проверок.

Как работодателю может помочь трудовая инспекция, если он не в состоянии справиться с растущей задолженностью по зарплате? Может ли работодатель оспорить решение трудового инспектора по итогам проверки сроков выплаты зарплаты?

– Одной из основных задач федеральной инспекции труда является информирование работодателя о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства. И если к вам на предприятие пришел с проверкой трудовой инспектор и ограничился только констатацией допущенных нарушений и предъявлением требований об их устранении, обязательно сами попросите его о рекомендациях – как в конкретной ситуации вам надлежит поступить, чтобы выполнить требования законодательства. И вы должны знать, что вправе рассчитывать на подобную консультацию. Чтобы такая работа не велась «в одни ворота», работодателю со своей стороны необходимо неукоснительно исполнять предписания об устранении допущенных нарушений. Совместные усилия работодателя и инспектора труда могут предотвратить более серьезные социальные, экономические и правовые проблемы.

Теперь о том, можно ли обжаловать действия инспектора труда. Если в результате проверки были нарушены права работодателя, он имеет полное право оспорить действия должностных лиц в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона № 294-ФЗ. Кроме этого, статьей 361 Трудового кодекса установлено: решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю, главному государственному инспектору труда Российской Федерации, а также в суд.

Вернемся опять к Закону № 294-ФЗ – к части 12 статьи 16. Если работодатель не согласен с выводами инспекционной проверки, он в течение 15 дней с даты получения акта вправе представить в государственную инспекцию труда свои возражения в письменной форме. При этом в качестве доказательства он может приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность его выводов. Ну а должностные лица государственной инспекции труда – как при проведении проверки, так и при рассмотрении жалоб работодателя – обязаны доказать обоснованность своих действий. Об этом говорится в статье 18 Федерального закона № 294-ФЗ.

Ну и, наконец, чтобы осмыслить меру ответственности за невыплату зарплаты, предлагаю еще раз перечитать и статью 37 Конституции РФ, в которой говорится: каждый имеет право на вознаграждение за труд и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Не сбрасываем со счетов и положения статьи 4 Трудового кодекса, которой запрещается принудительный труд – работа, выполняемая под угрозой применения какого-либо наказания. Ведь в соответствии с трудовым законодательством работник имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы. После этого станет очевидным, что решение о невыплате заработной платы следует квалифицировать не только как нарушение трудового законодательства, но и как нарушение основного закона страны – Конституции Российской Федерации.

Беседовала Елена ИЛЬИНА,
эксперт журнала «Кадровое дело»


* Статьи 22 и 136 ТК РФ.

** Проект Федерального закона от 1 марта 2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения порядка начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате)». Опубликован на сайте Минздравсоцразвития России (www.minzdravsoc.ru/docs/doc_projects/596).

*** Часть 2 ст. 5.27 КоАП.

**** Реестр дисквалифицированных лиц уполномочен вести Главный информационно-аналитический центр МВД России. Подробности – на сайте МВД России www.mvd.ru/mvd/structure/unit/information/reestr. С 1 января 2012 года функции по ведению реестра переходят к ФНС России (подробнее об этом читайте в № 6, 2011 на стр. 6–7).

***** Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

****** Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Опубликовано 14 сентября 2011 г.

Источник: Клерк.ру

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

---
Реклама

Новые бизнес-идеи

Реклама