Поиск по сайту:
Например, Как написать бизнес-план?
Профессиональный сервис для руководителей малого бизнеса: помогает правильно вести бухгалтерию,
создавать счета, акты, накладные, договора, сдавать отчётность и уплачивать налоги точно в срок.

Действие международных договоров в области налогообложения

Печать
04.08.2011 22:17

С. Гаврилова, ведущий юрист ООО "РосКо - Консалтинг и аудит"

Опубликовано в "Финансовой газете. Региональный выпуск" № 13/2011

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 1 НК РФ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Кроме того, в НК РФ законодатель закрепил один из важнейших принципов международного права - приоритет норм международного законодательства над национальным. Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Данная статья НК РФ согласуется с положениями п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", в соответствии с которыми общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международным договором Российской Федерации является международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").

Согласно ст. 3 Федерального закона N 101-ФЗ заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

Международные договоры в области налогообложения можно разделить на три основных типа:

1) соглашения об избежании двойного налогообложения

Как отмечается в юридической литературе, международные соглашения об избежании двойного налогообложения являются способом решения проблемы двойного налогообложения на межгосударственном уровне. Целью их заключения является, во-первых, устранение двойного налогообложения, поскольку оно оказывает отрицательный эффект на возможность расширения торговли товарами и услугами и перемещение капитала и лиц, серьезно затрудняет развитие экономических связей. Во-вторых, желательно, чтобы налогоплательщики, осуществляющие коммерческую деятельность в нескольких странах, имели точное представление о системе налогообложения в этих странах и были уверены в том, что государства применяют общие методы уплаты налогов.

Целесообразны такие соглашения и как средство борьбы с уклонениями от уплаты налогов и нежелательным бегством национальных капиталов за рубеж.

Соглашение об избежании двойного налогообложения распространяет свое действие, как правило, на следующие налоги:

- налог на прибыль

- налог на доходы физических лиц;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на имущество организаций.

Перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, действовавших на 1 января 2009 г., был приведен в Письме ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@.

Соглашения заключались на основе Типовой формы соглашения между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.1992 N 352 "О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества". В настоящее время действует форма Типового соглашения, установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 N 84, которое вступило в силу 16 марта 2010 г. Значительное количество изменений, внесенных Постановлением N 84, в Типовое соглашение связано с осуществлением мер по противодействию уклонению от уплаты налогов.

В настоящее время Российская Федерация заключила и применяет международные соглашения об избежании двойного налогообложения с 74 государствами;

2) соглашения о взаимодействии в налоговой сфере

Данные соглашения заключаются, как правило, с целью проведения согласованной налоговой политики, направленной на осуществление скоординированных экономических реформ в области налогообложения, исходя из важности межгосударственного сотрудничества и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе для эффективного решения задач, связанных с предупреждением, выявлением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений.

Предметом рассматриваемых соглашений являются сотрудничество и взаимная помощь компетентных органов государств-участников по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере. Государства-участники осуществляют сотрудничество в рамках соглашений, однако руководствуются национальным законодательством и международными обязательствами своих государств.

К таким соглашениям относятся:

Соглашение правительств государств - участников стран СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере от 04.06.1999;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 28.07.1995;

Соглашение между Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь, Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, Государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов Кыргызской Республики и Государственной налоговой службой Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 25.03.1998;

Соглашение об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2002;

Соглашение о взаимодействии государств - участников Содружества независимых государств по сближению механизма налогообложения на железнодорожном транспорте от 10.03.2000;

3) соглашения в области налогообложения конкретными налогами

Примером такого соглашения может служить Соглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Из преамбулы этого Соглашения следует, что стороны заключили его, стремясь к развитию экономических отношений и углублению экономической интеграции, созданию равных возможностей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и установлению добросовестной конкуренции. Целью заключенного Соглашения является углубление экономической интеграции и создание равных возможностей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении соответствующей деятельности на основании общепринятой в международной торговле системы косвенного налогообложения по принципу страны назначения.

Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Данное Положение устанавливает порядок уплаты косвенных налогов по товарам, экспортируемым из Российской Федерации в Республику Беларусь или из Республики Беларусь в Российскую Федерацию.

Опубликовано 04 августа 2011 г.

Источник: Клерк.ру