Поиск по сайту:
Например, Как написать бизнес-план?
Профессиональный сервис для руководителей малого бизнеса: помогает правильно вести бухгалтерию,
создавать счета, акты, накладные, договора, сдавать отчётность и уплачивать налоги точно в срок.

Госдума просчиталась с налогами

Печать
23.06.2013 02:31

Внятной налоговой политики у нас в стране не прослеживается. С момента начала работы новой Госдумы серьезных инициатив не обсуждалось — был период выжидания и латания дыр. Но и сейчас принимаются законы, которые способны серьезно повлиять на развитие бизнеса. Вот некоторые из них.

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находятся технические поправки в первую часть Налогового кодекса. Меня беспокоит, что налоговые органы получат право доступа к счетам физлиц. Начиналось все достаточно безобидно: зарубежные налоговики иногда пытаются запросить у своих российских коллег информацию об остатках по счетам или операциям конкретных лиц, но процедура ее предоставления в законе не прописана. Можно получить только информацию о счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и то если в рамках налоговой проверки было вынесено решение о доначислении и нужно определить, с какого имущества взыскать налог. После принятия поправок информацию о счетах физлиц налоговый орган сможет получить в банке без проведения проверки, не сообщая об этом налогоплательщику. То есть любой любопытный инспектор из дальнего села сможет узнать, каковы доходы звезды шоу-бизнеса, не объясняя, зачем ему это нужно. Я надеюсь, что это все не обернется продажей налоговой базы на Горбушке, хотя все предыдущие инициативы по сбору информации приводили именно к этому.

Недавно принятые законодательные акты также изменили правила игры и в некоторых случаях принесли проблемы налогоплательщикам. Например, у нас наконец-то появились электронные счета-фактуры, идея введения которых была озвучена лет пять назад. Закон о них появился в 2010 году, но подзаконные акты Минфина и ФНС, без которых закон не мог работать, вышли только этой весной. Вообще, электронные счета-фактуры — это интересный инструмент, позволяющим крупным компаниям избавиться от части бумажных документов. Это, конечно, плюс, но мы не знаем, как механизм будет внедряться. Думаю, что крупные компании типа РЖД будут заставлять контрагентов переходить на электронных документооборот. Внедрение счетов-фактур потребует от небольших компаний инвестиций в оборудование.

Кроме того, с начала года появились три вида счетов-фактур — корректирующие, исправленные и первоначальные. Раньше была неприятная ситуация, когда после выставления счета контрагент принимал к вычету НДС, потом выяснялось, что многомиллионная сумма в документе должна быть исправлена на 2 рубля. Как только поставщик исправлял ее, старый счет становился недействительным, и покупатель должен был заплатить налог и пени со всей суммы контракта. Сейчас можно выписать корректировочный счет-фактуру и заплатить налог с разницы в цене в текущем периоде, не опасаясь доначислений во время налоговой проверки. Появление таких корректирующих счетов можно считать благом, но система новая, и плательщики пока пытаются понять, чем отличаются разные виды счетов, как их оформлять и отражать в книге продаж. Причем с этого года все виды счетов-фактур должны выставляться по утвержденной правительством форме. Отклонения от стандарта могут привести к доначислению.

Постановление правительства №1137 усложнило жизнь комиссионерам. В этой сфере произошла революция. Если раньше, сдавая товар на реализацию, нужно было оформить один счет-фактуру с комиссионером, а потом он сам продавал товар клиентам более мелкими партиями, то теперь каждая продажа должна подтверждаться и счетом-фактурой между комиссионером, и комитентом. Эта мера, как оказалось, беспокоит не только розничную торговлю. Недавно ко мне обращались представители крупной нефтяной компании:  из-за этой новой нормы количество счетов-фактур у них возросло в 10 раз, это катастрофа.

А самый неприятный сюрприз постановления правительства №1137 заключается в том, что мы не знаем, с какого времени его применять. Оно было опубликовано 21 января. Возможны три даты начала применения: следующий квартал после публикации — 1 апреля 2012, с начала февраля — через 10 дней после публикации, или 1 октября 2011 года, с даты принятия закона, положения которого оно конкретизирует. Проблема яйца выеденного не стоит — достаточно было вписать в постановление дату его вступления, но ее там нет. Такая нечеткость в изложении нормативного акта посеяла панику на рынке, и Минфин выпустил гениальное разъяснение. Он заявил, что применять постановление надо с 1 апреля 2012 года, но желающие могут начать делать это и раньше, в инициативно-добровольном порядке. Нормативный акт применяется по желанию до его вступления в силу  на моей практике это впервые.

Но это не главная проблема для бизнеса. Для всех костью в горле остаются страховые платежи. Сегодня нет людей, которые бы не считали увеличение ставки до 30% ошибкой. Мы видим возвращение конвертных схем у малых компаний, у крупных замедляются программы повышения зарплат, растут расходы бюджетов. И при этом Пенсионный фонд требует все больше дотаций. Реформа была неудачной, государство ничего не выиграло. Возможно, новый ответственный за социальную сферу министр захочет все изменить, но для этого надо признать ошибку, чего правительство делать не любит.

Автор: Михаил Орлов

Источник: Forbes.ru