Статьи
Новости ФНС
Поиск по сайту:
Например, По каким критериям россияне выбирают банк?
Когда вводятся в действие последние поправки в порядок применения бюджетной классификации? Печать
28.07.2014 00:00

Приказ Минфина России от 14 июля 2014 г. № 60н “О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 47н”

11 июня 2014 г. Минфин России утвердил изменения в порядок применения бюджетной классификации. Предусмотрены дополнительные виды расходов. Это закупка товаров, работ и услуг для госнужд в области геодезии и картографии в рамках оборонного заказа и вне его.

Установлено, что соответствующий приказ за N 47н вводится в действие со дня его подписания.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ

 
В Управлении состоялось заседание Коллегии Печать
25.07.2014 00:00
24 июля 2014 года в УФНС России по г.Москве состоялось заседание Коллегии Управления по вопросам кадровой работы и противодействия коррупции за I полугодие 2014 года и задачам до конца текущего года.
Коллегия прошла под председательством руководителя Управления М.В.Третьяковой.
 
В работе Коллегии приняли участие: заместители руководителя, начальники отделов УФНС России по г. Москве и начальники инспекций ФНС России по г. Москве.
 
Начальник отдела кадров УФНС России по г. Москве Т.Н. Эрдниева доложила об итогах работы по оптимизации структуры московских налоговых органов, подчеркнула значимость подготовки и профессиональной адаптации молодых специалистов, обозначила приоритетные задачи кадровой политики в 2014 году.
 
Начальник отдела безопасности и профилактики коррупционных правонарушений В.Н. Харитонов выступил с докладом о проделанной в Управлении работе по противодействию коррупции. Он рассказал об основных направлениях деятельности по профилактике противоправных действий, а также подчеркнул важность проводимой в инспекциях разъяснительной и профилактической работы с сотрудниками.
 
По результатам обсуждения М.В. Третьякова отметила тесную взаимосвязь рассматриваемых на Коллегии вопросов и указала на необходимость повышения эффективности взаимодействия между отделами кадров и отделами безопасности и профилактики коррупционных правонарушений. Также она подчеркнула значимость укрепления стабильности кадрового состава для наиболее результативного выполнения профессиональных задач, возложенных на налоговые органы города Москвы.
Источник
 
Счет-фактура выставляется в течение 5 дней с момента совершения операции независимо от отраслевой специфики налогоплательщика Печать
25.07.2014 00:00

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 июля 2014 г. № ГД-4-3/13390@ “О счетах-фактурах”

В силу НК РФ счета-фактуры выставляются не позднее 5 календарных дней, считая с даты отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Указанный порядок применяется для всех налогоплательщиков, выставляющих счета-фактуры как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Отраслевая специфика значения не имеет.

Как пояснила ФНС России, чтобы увеличить сроки выставления счетов-фактур энергосбытовыми компаниями с учетом их отраслевой специфики, необходимо внести изменения в НК РФ. При этом Служба не наделена правом законодательной инициативы.

Источник
 
Налог на прибыль: учитывать ли отрицательные курсовые разницы, возникающие при выплате дивидендов в иностранной валюте? Печать
25.07.2014 00:00

Письмо Федеральной налоговой службы от 17 июля 2014 г. № ГД-4-3/13838@ О порядке учета в составе расходов отрицательных курсовых разниц, возникающих при выплате дивидендов в иностранной валюте

Даны разъяснения об учете в составе расходов отрицательных курсовых разниц, возникающих при выплате дивидендов в иностранной валюте.

Такие расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов в следующем случае. Если принято решение о распределении суммы полученной прибыли и установлена обязанность по выплате дивидендов в иностранной валюте по курсу Банка России на день принятия такого решения.

Аналогичной позиции придерживается ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 N 16335/11).

Вместе с тем если расходы осуществлены не в рамках деятельности, направленной на получение дохода, или обязанность по их несению не обусловлена законом, то курсовые разницы не учитываются в целях налогообложения прибыли. Например, курсовые разницы, возникающие при передаче и (или) получении пожертвований в иностранной валюте.

Источник
 
В ФНС России стартовал пилотный проект по апробации ПО "Сервис о задолженности и отчетности" Печать
24.07.2014 00:00

Приказ Федеральной налоговой службы от 27 июня 2014 г. N ММВ-7-14/340@ "О проведении пилотного проекта по апробации программного обеспечения сервиса, позволяющего получить сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года"

С 27 июня 2014 г. в течение 6 месяцев проводится пилотный проект по апробации программного обеспечения "Сервис о задолженности и отчетности" на базе Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных.

Координатором работ назначено Управление регистрации и учета налогоплательщиков.

Источник
 
В ряде налоговых органов стартовала опытная эксплуатация ПО "Автоматизированная система тестирования кадров и образовательный портал ФНС России" Печать
24.07.2014 00:00

Приказ Федеральной налоговой службы от 4 июля 2014 г. N ММВ-7-6/355@ "О проведении опытной эксплуатации программного обеспечения "Автоматизированная система тестирования кадров и образовательный портал ФНС России"

С 4 июля 2014 г. на базе некоторых управлений, межрегиональных инспекций, институтов повышения квалификации ФНС России решено в течение 5 месяцев провести опытную эксплуатацию программного обеспечения (ПО) "Автоматизированная система тестирования кадров и образовательный портал ФНС России".

Разработан план необходимых мероприятий. Утвержден регламент проведения опытной эксплуатации.

Цель разработки ПО - сформировать единое образовательное пространство Службы. Предполагается скоординировать деятельность участников в области обучения, подготовки, профпереподготовки, повышения квалификации, тестирования сотрудников налоговых органов.

Перечислены основные виды работ по реализации процесса обучения и тестирования с использованием ПО. Это, в частности, планирование и сопровождение образовательного процесса, организация взаимодействия участников, контроль доступа к информационным ресурсам ФНС России.

Определено содержание ПО.

Источник
 
План противодействия коррупции в ФНС России на 2014-2015 гг. Печать
24.07.2014 00:00

Приказ Федеральной налоговой службы от 4 июля 2014 г. N ММВ-7-4/354@ "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Федеральной налоговой службе на 2014-2015 годы"

Разработан План противодействия коррупции в ФНС России на 2014-2015 гг.

Речь идет, в частности, о контроле за исполнением госслужащими актов, регулирующих получение дорогостоящих подарков, о мониторинге исполнения должностных обязанностей, о проведении необходимых проверок.

Предполагается организовать профпереподготовку, повышение квалификации и стажировку специалистов, занимающихся профилактикой коррупционных правонарушений.

Ранее утвержденный план, по которому большинство мероприятий запланировано на 2012-2013 гг., признан утратившим силу.

 
ФНС России разъяснила правила предоставления имущественного вычета в сумме уплаченных процентов по потребительским кредитам Печать
23.07.2014 00:00

Имущественный налоговый вычет в сумме фактически уплаченных налогоплательщиком процентов по целевым займам (кредитам), израсходованным на приобретение дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них на территории Российской Федерации, может быть предоставлен только при одновременном соблюдении двух обязательных условий:

  • договор займа (кредита) является целевым, то есть из такого договора усматривается условие, что единственно допустимым направлением расходования выданного на его основании займа (кредита) является приобретение на территории Российской Федерации дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них;
  • полученные на основании договора займа (кредита) денежные средства фактически израсходованы на приобретение на территории Российской Федерации дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Следовательно, одного факта направления полученных по нецелевому займу (кредиту) денежных средств на приобретение жилья недостаточно для предоставления имущественного налогового вычета в сумме произведенных расходов по уплате процентов по такому займу (кредиту).

Соответствующее письмо Минфина России от 19.06.2014 № 03-04-07/29416 доведено по системе налоговых органов письмом ФНС России от 26.06.2014 № БС-4-11/12234@ и размещено на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».

Источник
 
Принят федеральный закон, устанавливающий порядок досудебного обжалования решений регистрирующего органа Печать
23.07.2014 00:00

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон № 241-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данный закон принят в целях создания для граждан и юридических лиц благоприятных условий для урегулирования споров без обращения в суд, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему и обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения таких споров.

Так, если заявитель не согласен с решением регистрирующего органа, он может обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой, срок рассмотрения которой составляет 15 рабочих дней.

Введена обязательная досудебная процедура обжалования в вышестоящем органе решений об отказе в государственной регистрации.

Принятым законом урегулированы процедуры подачи и рассмотрения жалоб на решения о регистрации и отказе в регистрации, вынесенные территориальными органами ФНС России в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Чётко определены подведомственность и последовательность рассмотрения жалоб.

Введение обязательного досудебного урегулирования споров в таких случаях позволит налогоплательщикам экономить время и средства при разрешении конфликтов в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В случае несогласия и с решением Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, налогоплательщик может выбрать: обратиться с жалобой в Федеральную налоговую службу или в суд.

Источник
 
Чем грозят запросы налоговой инспекции в банки? Печать
23.07.2014 00:00

С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки в ст. 86 НК РФ, которые обязали банки сообщать в налоговую инспекцию информацию об открытии или о закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (п. 1 ст. 86 НК РФ).

Изменения коснулись и п. 2 ст. 86 НК РФ, где закреплена возможность получения сведений о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах и по вкладам. Ранее порядок запроса и выдачи такой информации был прописан только для организаций и ИП. Перечисленные сведения предоставлялись налоговым органам в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций и ИП. А также при:

  • вынесении решения о взыскании налога;
  • принятии решения о приостановлении операций по счетам организации или ИП;
  • приостановлении переводов электронных денежных средств или отмене приостановления операций по счетам, отмене приостановления переводов электронных денежных средств (п. 2 ст. 86 НК РФ).

С 1 июля 2014 года получение рассматриваемой информации возможно при проведении налоговых проверок и в порядке истребования сведений, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.

Таким образом, законодатель сузил количество оснований для направления запросов налоговыми органами. Понятие налогового контроля шире, чем налоговая проверка, которая является одним из его видов (ст. 82 НК РФ). Последняя четко ограничена по времени – камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации (ст. 88 НК РФ). Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев, в исключительных случаях срок может быть продлен до шести месяцев. Не могут проводиться выездные проверки чаще двух раз в год без специального решения руководителя ФНС России. Налоговая инспекция не может дважды проверять правильность уплаты одного и того же налога за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). Предметом налоговых проверок является точность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Статья 93.1 НК РФ предусматривает истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о его конкретных сделках. Такое истребование проводится в ходе налоговой проверки или, если вне проведения налоговых проверок возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

Это значит, что налоговая инспекция может запросить сведения о движении и остатках денежных средств на счетах организации, ИП и физического лица и в том случае, если проводит проверку деятельности контрагента этой фирмы, ИП или лица, сведения о котором имеются у гражданина. Следует отметить, что НК РФ не обозначает круг ситуаций, за рамками которых истребование указанных документов было бы неправомерным. Однако есть судебный акт, в котором суд отметил, что, поскольку налоговая инспекция, по итогам проведения камеральной проверки, не обнаружила ошибок в декларации налогоплательщика, она не имела права запрашивать дополнительные сведения и документы у контрагента налогоплательщика (Постановление ФАС Уральского округа от 21 мая 2009 г. № Ф09-3209/09-С3 по делу № А50-17601/2008).

Не будет ли получение такой информации нарушением конституционных прав граждан? Напомним, что ст. 23 Конституции РФ закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, а ст. 24 Конституции РФ говорит о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

В Определении КС РФ от 9 июня 2005 г. № 248-О Суд дал понятие неприкосновенности частной жизни: оно означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера. В понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.

Рассматривая запрос Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах", КС РФ пришел к выводу о том, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекает право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах. Со стороны банков следует соответствующая обязанность хранить банковскую тайну (Постановление КС РФ от 14 мая 2003 г. № 8-П*(239)). Однако, в этом же постановлении Суд указал, что законодатель вправе обязать банк предоставить государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющих банковскую тайну, но в пределах и объеме, необходимых для соблюдения Конституции РФ и иных законов, включая публичные интересы и интересы других лиц.

Действительно, согласно ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I
"О банках и банковской деятельности" (далее – Закон о банках), информация об открытии счетов или вкладов, совершения различных операций по счетам, а также информация о наличии или отсутствии денежных средств на счетах является охраняемой законом банковской тайной. И эта же статья предусматривает исключение – предоставление налоговым органам подобной информации в отношении юридических лиц, ИП и физических лиц в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.

Таким образом, само получение налоговыми органами информации, составляющей банковскую тайну, вполне легально. Более того, НК РФ закрепляет, что любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, составляют налоговую тайну (ст. 102 НК РФ). Эта же статья предусматривает некоторые исключения из этого правила, например, когда такая информация находится в общем доступе или представляет собой сведения о налоговых правонарушениях, идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и т.п.

Налоговая тайна не подлежит разглашению, а налоговые органы обязаны ее соблюдать и обеспечивать ее сохранение (пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). Налогоплательщики, в свою очередь, имеют право требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны (пп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ). За разглашения налоговой тайны для сотрудников налоговых органов предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. В рамках административной ответственности инспектора налоговой службы, получившего доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, могут оштрафовать на сумму от 4000 до 5000 рублей (ст. 13.14 КоАП). В рамках уголовной ответственности преследуется незаконное разглашение или использование сведений, составляющих налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она стала известна по службе (ст. 183 УК РФ). Это преступление наказывается либо штрафом до 120 тыс. руб. с лишением права занимать определенные должности до трех лет, либо исправительными работами до двух лет, либо принудительными работами до трех лет, либо лишением свободы до трех лет (ч. 2 ст. 183 УК РФ). Если такие действия повлекли за собой крупный ущерб или были совершены из корыстных побуждений, наказание составит штраф до 200 тыс. руб. с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо до пяти лет лишения свободы (ч. 3 ст. 183 УК РФ). А если разглашение этих сведений повлекло за собой тяжкие последствия, то сотруднику налоговой инспекции грозят принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до семи лет (ч. 4 ст. 183 УК РФ).

Законодатель предусмотрел и определенную защиту от произвола налоговых органов при получении рассматриваемой информации. Налоговая инспекция может обращаться в банки только с мотивированными запросами (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Судебная практика также указывает на то, что обязанности банков представить налоговому органу запрашиваемые сведения корреспондирует обязанность налогового органа направить мотивированный запрос. При этом проверка целесообразности проведения налоговым органом контрольных мероприятий не входит в компетенцию банка (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 ноября 2012 г. № А43-4082/2012).

Исходя из письма ФНС России от 30 августа 2006 г. № САЭ-6-06/870@ "О мотивированных запросах налоговыми органами банков", мотивированным рекомендуется считать запрос, представленный налоговым органом банку по одному или нескольким из перечисленных оснований. Указанное письмо, и приказ ФНС России от 25 июля 2012 г. № ММВ-7-2/518@, который определяет форму и порядок направления запросов в банки, устанавливали шесть оснований, дублируя положения предыдущей редакции п. 2 ст. 86 НК РФ:

  • проведение мероприятий налогового контроля;
  • решение о взыскании налога;
  • приостановление операций по счетам;
  • приостановление переводов электронных денежных средств;
  • отмена приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя;
  • отмена приостановления переводов электронных денежных средств.

Действующее на сегодняшний день письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. № ЕД-4-2/10322@ "О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014" предусматривает два основания для указания в запросах – проведение в отношении лица налоговой проверки и истребование у лица документов или информации в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, что также повторяет положения п. 2 ст. 86 НК РФ, но уже в новой редакции.

В отношении физических лиц были предприняты дополнительные меры, чтобы оградить их от неправомерного и необоснованного доступа к личной информации. Как п. 2 ст. 86 НК РФ, так и письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. предусматривают, что в отношении физических лиц налоговый орган имеет право подавать запросы только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. В рекомендациях, утвержденных рассматриваемым письмом, имеется специальная строка, в которой указывается информация о согласии на направление запроса в банк, а именно вид, дата и номер, наименование налогового органа, должность и Ф.И.О. лица, согласовавшего направление запроса в банк.

Следует отметить, что при всех указанных мерах, нигде не установлена обязанность налоговых органов уведомлять о предпринимаемых действиях того субъекта, в отношении которого запрашиваются сведения. При проведении налоговых проверок ситуация ясна – субъект "по умолчанию" в курсе проходящих проверок, так как ему вручается решение о проведении проверки и именно он предоставляет те или иные документы. При истребовании информации (документов) в порядке ст. 93.1 НК РФ, которое может проходить за рамками налоговой проверки, субъект остается неосведомленным о том, что в отношении него поступил такого рода запрос налоговой инспекции.

Запрос налогового органа может быть подан как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Банки обязаны ответить в течение трех дней со дня получения такого запроса (п. 2 ст. 86 НК РФ). За непредоставление запрашиваемой информации или предоставление информации с нарушением указанного срока банк будет оштрафован на 20 тыс. руб. в соответствии со ст. 135.1 НК РФ.

Запрос на бумажном носителе вручается налоговым органом представителю банка под расписку, при этом на втором экземпляре запроса ставится отметка банка о получении и этот экземпляр остается у налогового органа. Другой способ подачи запроса на бумажном носителе – почтовое отправление заказным письмом с уведомлением о вручении. Такой запрос представляется в банк на бланке налогового органа, с подписью руководителя этого органа и заверенный печатью. Датой получения для запроса, врученного под расписку представителю банка будет дата, указанная в расписке (отметке) представителя банка о принятии запроса. Для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, – дата, указанная в уведомлении о вручении.

В электронной форме запрос подается с помощью Федерального информационного ресурса "Банк-Обмен". Данный ресурс был создан в соответствии с приказом ФНС России от 29 ноября 2011 г. № ММВ-7-6/901@ с целью реализации положения Банка России от 29 декабря 2010 г. № 365-П. "Банк-Обмен" и является внутренней системой обмена данными между ФНС России и банками. При отправлении запроса через этот ресурс, документ формируется в электронном виде и отправляется в банк, после чего распечатывается бумажный экземпляр запроса, который подшивается в дело налогоплательщика. Моментом получения банком запроса будет считаться дата и время в подтверждении банком получения запроса.

Таким образом, получение с 1 июля 2014 года налоговыми органами всех сведений, касающихся ведения банковских счетов и вкладов в отношении физического лица не является нарушением Конституции РФ и иных федеральных законов, а распространение этой информации сотрудниками налоговых органов без согласия лица незаконно и подлежит административной или уголовной ответственности. Система запросов налоговых органов в банки кардинально не изменилась, был расширен перечень предоставляемой информации и введен особый способ ее получения в отношении физических лиц, требующий специального согласия руководителя налогового органа. Такая система согласования призвана защитить персональные данные граждан о счетах и операциях по этим счетам от неправомерного получения и использования. В свете рассмотренных положений, сведения некоторых СМИ о возможной утечке информации и предполагаемых злоупотреблениях сотрудниками налоговых органов представляются сомнительными и необоснованными. 

Документы по теме:

22 июля 2014
Автор: Анастасия Шувалова
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ

 
М.В. Сергеев рассказал о новых налоговых вычетах, стимулирующих инвестиционную деятельность физических лиц Печать
22.07.2014 00:00

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 420-ФЗ глава 23 НК РФ была дополнена ст. 219.1 «Инвестиционные налоговые вычеты». Положениями данной статьи установлено три различных вида налоговых вычетов:

  • в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаги находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет;
  • в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет;
  • в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

Все эти вычеты направлены на стимулирование инвестиционной деятельности физических лиц, осуществляющих долгосрочные финансовые вложения.

Положения ст. 219.1 НК РФ вступают в силу с 1 января 2015 года, однако воспользоваться правом на получение инвестиционных налоговых вычетов с этого периода можно будет только в части вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг.

Вычет второго вида может быть получен по налоговой декларации, представленной начиная с 2016 года (т. е. за 2015 год), а вычет третьего вида будет предоставляться не ранее 2019 года.

Подробности о том, как можно будет получить инвестиционный налоговый вычет, в интервью начальника Управления налогообложения имущества и доходов физических лиц ФНС России М.В. Сергеева, журнал «Налоговая политика и практика», № 7/2014.

Источник
 
Уточнена форма требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии Печать
22.07.2014 00:00

Приказ Федеральной налоговой службы от 5 июня 2014 г. № ММВ-7-8/310@ “О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 18.05.2011 № ММВ-7-8/319@”

Скорректированы некоторые положения приказа ФНС России, которым утверждена форма требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Дело в том, что условие о его представлении закреплено п. 6 ст. 74.1 НК РФ. Ранее указывался п. 21 ст. 176.1 (признан утратившим силу с 1 октября 2013 г.).

Внесены изменения в саму форму. Причина - применение с 1 января 2014 г. кодов ОКТМО вместо ОКАТО.

Источник
 
Сам себе контроллер Печать
22.07.2014 00:00

Уже больше года действуют положения Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон), в которых определена обязанность организаций осуществлять внутренний контроль (далее – ВК) всех сделок и операций, а для тех, чья отчетность подлежит обязательному аудиту, нужно контролировать еще и ведение бухучета и отчетности. Причем больше в самом Законе про ВК не сказано ничего. В последних числах прошлого года Минфин России выпустил письмо и информацию с разъяснениями по этом вопросу (Письмо Минфина России от 25 декабря 2013 г. № 07-04-15/57289, далее – Письмо, Информация Минфина России от 25 декабря 2013 г. № ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности", далее – Информация), но большинство организаций не успело им воспользоваться, ведь к началу года многие фирмы постарались уже создать свою систему ВК . Однако, создавая службы ВК "с нуля" и без учета рекомендаций Минфина России, у руководства компаний возникало множество вопросов и сложностей. Попробуем разобраться, что же такое идеальный внутренний контроль с точки зрения Минфина России и как его организовать.

Что такое ВК, и для чего он нужен

Прежде всего разберемся, что же относится к нему.

Одну из первых и наиболее широко распространенных сегодня моделей организации внутреннего контроля разработал американский комитет COSO (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO – Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредвея). Он же и дал определение внутреннего контроля, применяющееся до сих пор.

Внутренний контроль – это процесс, осуществляемый советом директоров, руководством и другими работниками организации, направленный на обеспечение разумной уверенности в том, что будут достигнуты цели организации по эффективности и результативности операций, достоверности финансовой отчетности, соответствию деятельности действующему законодательству. Таким образом, ответственность за эффективность ВК несут не только специальные подразделения по управлению и контролю, но и все работники компании.

Разобравшись с тем, что такое ВК, посмотрим, какие же цели и задачи он перед собой ставит. Как установлено в Информации Минфина России, он нужен для уверенности в том, что деятельность организации эффективна и результативна, бухгалтерская отчетность достоверна и своевременна, а требования законодательства соблюдены.

Для каждого из этих направлений есть и свои характерные цели и задачи. Так, например, в области обеспечения эффективности системы корпоративного управления целями и задачами ВК будут: определение и оценка критериев эффективности реализации стратегий, оценка ее рисков, управление ими, обеспечение информацией о рисках всех заинтересованных сторон и мониторинг соответствия деятельности компании установленным показателям реализации стратегии.

В области эффективности бизнес-процессов целью проведения ВК является: определение и оценка критериев эффективности и результативности бизнес-процессов, оценка рисков по ним и управление этими рисками, предоставление информации о системе управления рисками и о результатах функционирования органов управления.

Как мы видим, вне зависимости от области контроля, цели в них очень похожи – определение и оценка эффективности (или контрольная среда), оценка рисков, управление рисками (или проведение контрольных процедур), предоставление информации и мониторинг. Именно они и определены Минфином России как элементы ВК по которым и проходит оценка самой службы ВК (проводится не реже одного раза в год).

 

Основные участники и их роли

В соответствии с указаниями Минфина России ВК осуществляют органы управления организации, ревизионная комиссия, главный бухгалтер (или иной сотрудник, который ведет бухучет; также может быть бухгалтер на аутсорсинге), внутренний аудитор (или специализированная служба внутреннего аудита) и другие сотрудники фирмы, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля (см. рис. 1).

Совет директоров, как управляющий орган компании, определяет необходимый уровень развития системы ВК и утверждает политику внутреннего контроля, а также дает поручения исполнительным органам фирмы о разработке направлений совершенствования и развития системы внутреннего контроля.

На практике в крупных организациях, холдингах или группе компаний возникает необходимость организовать специальное подразделение ВК. Это может быть обусловлено спецификой деятельности организации или высокими рисками, требующими постоянного контроля. Поэтому создается комитет по аудиту, который выполняет следующие функции:

  • осуществляет надзор за системой ВК;
  • осуществляет надзор за соблюдением законодательства и локальных нормативных документов;
  • анализирует финансовую (бухгалтерскую) отчетность до ее вынесения на рассмотрение совета директоров и раскрытия;
  • рассматривает отчетность департамента внутреннего контроля и управления рисками о результатах контрольных процедур по оценке эффективности системы ВК и управления рисками;
  • взаимодействует с ревизионной комиссией по выработке совместных рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля.

Исполнительные органы компании, например, правление, организует и несет ответственность за эффективное управление рисками, создает реестр рисков, а также формирует бюджеты и на мероприятия по управлению рисками.

Если в организации создан департамент ВК, то он определяет методологию, организует и координирует деятельность по совершенствованию системы внутреннего контроля и управления рисками. Также в его обязанности входит проведение мониторинга рисков и формирование отчетов по их управлению.

Высшие менеджеры обеспечивают реализацию принципов системы внутреннего контроля и управления рисками, управляют рисками бизнес-процессов, о которых их должны информировать профильные подразделения.

Пример организации системы внутреннего контроля в компании

Рис. 1. Пример организации системы внутреннего контроля в компании

 

Какими документами регулируется система ВК

Итак, цели и задачи, участники и их роли определены, но нужно это где-то закрепить. Для этого совет директоров, как орган управления компании, утверждает политику ВК в которой определяются виды контроля (превентивный, текущий и последующий) и процедуры его проведения. В политику можно включить также и методические основы организации ВК и концепцию по его развитию в которых прописать стратегию развития и дорожную карту по достижению поставленных целей. Дополнительно, для усиления контроля за рисками, некоторые компании отдельно разрабатывают политику по управлению рисками и создают специализированное подразделение.

Если в организации есть комитет по аудиту, то совет директоров должен утвердить и положение по нему, в котором будут установлены процедуры взаимодействия с подразделениями и их подчиненность комитету. Сам же комитет разрабатывает положение о департаменте ВК и управления рисками, регламентирующее его функционал, права и обязанности.

 

Риски и что с ними делать

Как прописано в Информации Минфина России, одним из основных элементов ВК является оценка рисков. Для того чтобы риски оценить, их сначала нужно спрогнозировать, а потом спланировать мероприятия, которые либо не позволят рискам реализоваться, либо снизят их последствия. Поэтому компании нужно сначала определить, какую степень риска она считает для себя приемлемой в процессе достижения своих целей (рассчитать риск-аппетит), а также приемлемый уровень отклонения от желаемых показателей при достижении цели (допустимый уровень риска).

Когда компания определилась с тем, какие риски она готова нести, а какие необходимо минимизировать, нужно разработать механизм реагирования на риски. Он состоит из двух этапов: выбор метода реагирования и оценка его эффективности. Методов тоже два – снижение вероятности наступления события и снижение последствий события (или влияния), но обычно их используют в совокупности. Например, чтобы снизить производственный риск компания может:

  • застраховаться – это поможет снизить влияние;
  • привести условия эксплуатации станков и оборудования в соответствии с нормативно-технической документацией, заменить старое оборудование или своевременно провести ремонт, поддерживать противопожарную систему безопасности, и прочее – эти меры снизят вероятность наступления риска.

После разработки методов компания должна провести контроль эффективности мероприятий: было ли мероприятие проведено фактически, дало ли это результат, достаточно ли будет принятых мер (см. рис. 2).

Алгоритм процесса управления рисками

Рис. 2. Алгоритм процесса управления рисками

 

Внутренний контроль и внутренний аудит

Как мы видим, требования, предъявляемые Минфином России к организации внутреннего контроля не такие и запредельные. Многие структуры и механизмы контроля уже давно существовали в компаниях. Теперь же их нужно просто привести к единому стандарту.

А вместо заключения хотелось бы предостеречь компании от одной ошибки: не путайте внутренний контроль и внутренний аудит. Так, на одной из конференций, посвященной системе организации ВК, только 10% участников смогли назвать различия между контролем и аудитом. Ниже в таблице мы привели их основные характеристики.

 

Внутренний контроль

Внутренний аудит

Цель

Обеспечение:

  • эффективности и результативности операций;
  • достоверности финансовой отчетности;
  • соответствия деятельности действующему законодательству;
  • своевременного выявления и анализа рисков;
  • выполнения финансово-хозяйственных планов, эффективного использования ресурсов и прочие.

Оценка:

  • надежности и эффективности системы ВК в компании;
  • системы управления рисками;
  • эффективности и экономичности управления бизнес-процессами.

Оказание консультационной поддержки менеджменту организации на этапе разработки систем и процедур системы ВК.

Задачи

Построение системы внутреннего контроля компании.

  • Проведение оценки надежности и эффективности системы внутреннего контроля;
  • предоставление консультаций акционерам и топ-менеджменту для совершенствования деятельности организации;
  • оценка и повышение эффективности процессов управления рисками, внутреннего контроля, корпоративного управления.

Объект

Экономическая система с ее внутренними и внешними связями, органы управления, деятельность которых непосредственно связана с процессами, происходящими в экономической системе.

Системы внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления.

Пользователи (заказчики)

Внутренние: акционеры, органы управления и контроля.
Внешние: инвесторы и кредиторы, регулирующие и контролирующие органы, потребители (клиенты), контрагенты.

Внутренние: совет директоров (комитет по аудиту), менеджмент всех уровней.

Исполнители (участники)

Совет директоров, комитет по аудиту, исполнительные органы. Высшие менеджеры, профильные подразделения, а также все работники организации.

Служба внутреннего аудита

Источник

 
С 1 августа будет запущен эксперимент по применению контрольно-кассовой техники Печать
21.07.2014 00:00

Правительство Российской Федерации поддержало инициативу Минфина России о проведении в текущем году эксперимента по совершенствованию порядка применения и регистрации контрольно-кассовой техники, основанного на передаче в электронном виде в налоговые органы информации о расчетах.

Подписано соответствующее постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 657.

Эксперимент направлен на апробацию механизмов реализации новой системы применения контрольно-кассовой техники, основанной на автоматической передаче контрольно-кассовой техникой информации о проведенных операциях в адрес налоговых органов. Эксперимент определяет финансовую эффективность и удобство ее применения, а также технические возможности эксплуатации контрольно-кассовой техники и технологии передачи информации о расчетах.

Сроки проведения эксперимента - с 1 августа 2014 года до 1 февраля 2015 года. В качестве пилотных регионов выбраны Москва, Республика Татарстан, Московская и Калужская области.

Эксперимент проводится на добровольной основе. На сегодняшний момент более тысячи налогоплательщиков из указанных регионов заинтересованы в участии в эксперименте. В их числе представители различных сфер деятельности и масштабов бизнеса: как крупные розничные сети, так и отдельные индивидуальные предприниматели.

Для участия в эксперименте организации или индивидуальному предпринимателю потребуется заключить безвозмездный договор на обработку фискальных данных с ФГУП «Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы». Исчерпывающую информацию об эксперименте можно получить здесь.

Необходимо отметить, что подобные технологии успешно применяются в мировой практике, особенно в странах с большой долей наличного оборота, удобны и экономичны для налогоплательщиков, предусматривают возможность использования электронных сервисов, позволяя при этом обеспечить полноту учета выручки и, как следствие, мобилизацию дополнительных доходов в бюджет.

Важно также отметить, что оперативное получение налоговыми органами информации о расчетах позволит построить рискоориентированную систему контроля за счет автоматизированного выявления зон риска совершения правонарушений и исключить проверки добросовестных налогоплательщиков.

Проведение эксперимента позволит «обкатать» технические и организационные аспекты реализации предлагаемой технологии в реальных условиях, максимально приблизить ее к потребностям законопослушных налогоплательщиков и сделать ее простой, дешевой и удобной для них.

 
По каким видам деятельности формируются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ? Печать
21.07.2014 00:00

Приказ Минфина России от 16 июня 2014 г. № 49н "Об утверждении Перечня видов деятельности, по которым федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, формируются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ” (не вступил в силу)

Определены виды деятельности, по которым федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию, формируются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ.

На основе этих перечней составляются списки государственных и муниципальных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными и муниципальными учреждениями в качестве основных видов деятельности. Данные списки учитываются при формировании государственного (муниципального) задания.

Так, по виду деятельности "общественное питание" ответственным ведомством является Минпромторг России, "лесное и водное хозяйство" - Минприроды России, "молодежная политика" - Минобрнауки России, "геодезия и картография" - Минэкономразвития России, "социальная защита населения" - Минтруд России.

Источник
 
Чем займется Управление трансфертного ценообразования ФНС России? Печать
21.07.2014 00:00

Приказ Федеральной налоговой службы от 5 июня 2014 г. N ММВ-7-13/309@ "Об утверждении Положения об Управлении трансфертного ценообразования Федеральной налоговой службы"

Утверждено Положение об Управлении трансфертного ценообразования ФНС России.

Управление является самостоятельным структурным подразделением Службы.

К его задачам, в частности, относятся методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по вопросам контроля соответствия цен в сделках рыночным ценам (рентабельности), рассмотрение заявлений о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения и подготовка решений по ним.

Определены основные функции Управления и права при их реализации. Урегулированы вопросы организации деятельности Управления.

Приказ об утверждении Положения об Управлении трансфертного ценообразования и международного сотрудничества признан утратившим силу.

 
Более 60 млн налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов направлено налогоплательщикам Печать
18.07.2014 00:00

Налоговыми органами Российской Федерации проведена работа по расчету налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов физическим лицам за 2013 год. Начиная с марта 2014 года организована работа по направлению налоговых уведомлений, которая будет завершена в сентябре текущего года.

ФНС России напоминает, что в 2014 году массовая печать и рассылка налоговой корреспонденции осуществляется через ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России по всем регионам Российской Федерации (за исключением Чукотского автономного округа).

Таким образом, исчисление имущественных налогов производится налоговыми органами по месту нахождения объекта налогообложения, а централизованную печать и рассылку документов производят ФКУ «Налог-сервис» ФНС России и его филиалы. В этой связи на конвертах с налоговым уведомлением в качестве отправителя указывается именно ФКУ «Налог-сервис» ФНС России и его филиалы, а в самом уведомлении будут указаны координаты налоговой инспекции, в которой произведено исчисление налогов.

К настоящему моменту направлено более 60 млн налоговых уведомлений.

Налоговые уведомления в различных регионах направляются в соответствии с разработанным графиком. Например, в Москве уже в мае была завершена работа по направлению налоговых уведомлений, а в Тверской области направление налоговых уведомлений запланировано на август текущего года.

Информацию о периодах направления налоговых уведомлений на уплату налога на имущество физических лиц, земельного или транспортного налогов, сформированных в конкретной налоговой инспекции, можно узнать, воспользовавшись интернет-сервисом «Сроки направления налоговых уведомлений».

 
ФНС России подвела итоги обращений к сервису «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные к применению налоговыми органами» с начала года Печать
18.07.2014 00:00

Более 560 тысяч обращений граждан к сервису «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные к применению налоговыми органами»было зарегистрировано в первом полугодии 2014 года.

Основной целью данного сервиса является разъяснение норм налогового права, обязательных к применению по всей вертикали налоговых органов Российской Федерации. Сервис позволяет налогоплательщикам отслеживать методологические позиции ФНС России по налоговому законодательству, согласованные с Минфином России.

Информационный ресурс «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» является одним из наиболее актуальных и востребованных. Он позволяет как налогоплательщикам, так и сотрудникам налоговых органов оперативно знакомиться с текущими разъяснениями методологии исчисления и уплаты всех налогов и сборов и руководствоваться ими на практике. Это серьезная практическая помощь налогоплательщикам в их деятельности.

На данный момент более 650 писем разъясняют позицию Налоговой службы по вопросам администрирования налога на прибыль, НДС, упрощенной системы налогообложения, трансфертного ценообразования, НДФЛ и имущественных налогов, специальным налоговым режимам. В сервисе реализована многовариантная система поиска письма (или группы писем) по номеру и (или) дате; по дате публикации на сайте (имеется возможность отслеживать новые поступления); по виду налога; по номеру разъясняемой статьи Налогового кодекса Российской Федерации.

Одной из особенностей сервиса является обратная связь – возможность сообщить в ФНС России о факте несоблюдения, по мнению налогоплательщика, конкретной рекомендации (разъяснения) при вынесении решения или оказании услуги налоговым органом.

Пользователи сервиса могут оставить сообщение в случае, если, по их мнению, действия налоговых органов противоречат официальной позиции ФНС России. Все сообщения рассматриваются в оперативном порядке.

 
Юристы добились отмены требования о передаче в ФНС России информации о вкладах в иностранных филиалах банков Печать
18.07.2014 00:00

Объединение корпоративных юристов (ОКЮР) добилось отмены требования о передаче в ФНС России информации о вкладах и счетах россиян в иностранных филиалах отечественных банков. Об этом сообщается на сайте организации.

В июне на регистрацию в Минюст России поступил приказ ФНС России от 23 мая 2014 г. № ММВ-7-14/292@ "Об утверждении форм и формата сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа". Согласно этому документу, на зарубежные филиалы российских банков должны были распространяться требования о передаче информации налоговикам, установленные ст. 86 НК РФ.

Эксперты ОКЮР обратились в Минюст с просьбой учесть ряд замечаний. Так, по словам юристов, зарубежные филиалы банков должны подчиняться местному законодательству, в том числе в части соблюдения банковской тайны. В некоторых случаях передача информации о счетах и вкладах в ФНС России может расцениваться зарубежными правоохранительными органами как преступление.

Минюст России, зарегистрировав приказ 27 июня, учел замечания и исправил текст.

 
Итоги работы налоговых органов Северо-Западного федерального округа за первое полугодие 2014 года подводят в городе Сортавала Печать
17.07.2014 00:00

С 17 по 18 июля в городе Сортавала под председательством заместителя Руководителя ФНС России С.А. Аракелова проходит региональное совещание-семинар руководителей управлений ФНС России, входящих в Северо-Западный федеральный округ, и начальников межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4, 5 по результатам работы за первое полугодие 2014 года.

Открывая совещание-семинар, С.А. Аракелов дал положительную оценку достигнутым результатам работы налоговых органов Северо-Западного федерального округа в первом полугодии 2014 года в части обеспечения поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации и в федеральный бюджет, которые выросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Рост наблюдается практически по всем основным налогам, в том числе по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль и имущественным налогам.

В своем выступлении С.А. Аракелов подвел итоги рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке и итоги судебно-правовой работы управлений ФНС России, входящих в Северо-Западный федеральный округ, за первое полугодие 2014 года, а также определил основные задачи до окончания года.

Кроме того, он отметил, что одним из важных показателей эффективности работы налоговых органов является результат рассмотрения судами споров с налогоплательщиками: в первом полугодии 2014 года сумма требований налоговых органов Северо-Западного федерального округа, рассмотренных судами в пользу бюджета, увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

Также С.А. Аракелов подвел итоги работы налоговых органов Северо-Западного федерального округа по исключению недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц и по реализации права обращения в суд с исками о ликвидации юридических лиц, связь с которыми отсутствует.

С.А. Аракелов рассказал, что на сайте ФНС России реализован в рамках пилотного проекта новый сервис, предоставляющий сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, не представляющих налоговую отчетность, а также имеющих задолженность перед бюджетом. Кроме того, до конца 2014 года планируется реализация сервиса, позволяющего получить сведения о количестве фактов участия физического лица в деятельности юридических лиц. Как отметил С.А. Аракелов, предоставление неограниченному кругу участников гражданского оборота подобного доступа к информационным ресурсам ФНС России позволит использовать их при ведении экономической деятельности, а также в качестве инструмента снижения рисков, в том числе налоговых.

С.А. Аракелов сообщил, что сейчас проводится пилотный проект по апробации программного обеспечения сервиса, позволяющего формировать заявление о государственной регистрации юридического лица через интернет. Данный сервис предоставляет возможность проверить представляемые в регистрирующий орган сведения на предмет соответствия требованиям к заполнению формы заявления о государственной регистрации юридического лица.

Кроме того, С.А. Аракелов напомнил, что 4 июля 2014 года принят Государственной думой и 09 июля 2014 года одобрен Советом Федерации Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вносящий изменения в законодательство о государственной регистрации в части введения института досудебного урегулирования споров по обжалованию решений, вынесенных регистрирующим органом. Введена обязательность досудебного обжалования решений об отказе в государственной регистрации, урегулирован порядок подачи и рассмотрения жалоб.

По словам С.А. Аракелова, среди основных задач, стоящих перед налоговыми органами округа, остаются повышение качества контрольной работы, проведение комплекса мер по сокращению количества жалоб, обеспечение соблюдения досудебного порядка урегулирования налоговых споров и эффективности судебной работы.

В заключение С.А. Аракелов подчеркнул, что одним из важнейших источников дополнительных поступлений в бюджет является качественная контрольная работа, в рамках которой приоритетным должно оставаться выявление и проверка организаций с «зонами риска» в целях пресечения «налоговых схем» и предотвращения незаконного возмещения налогов из бюджета. Теперь акцент делается на качестве проводимых контрольных мероприятий, поэтому основной задачей должно стать обеспечение эффективного «предпроверочного» анализа, правильного выбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, а также проведение полного комплекса мер, направленных на повышение качества собираемой доказательственной базы.

С.А. Аракелов еще раз отметил, что в настоящее время основной политикой ФНС России является повышение качества принимаемых решений, а не количественный показатель проведенных контрольных мероприятий.

В совещании-семинаре принимают участие заместитель начальника Правового управления ФНС России К.Г. Харитонов, заместитель начальника Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Р.В. Якушев, начальник Межрегиональной инспекции ФНС России по Северо-Западному федеральному округу В.И. Красавин, руководители управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, входящим в Северо-Западный федеральный округ, а также начальники межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4, 5.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 5 из 475
---
Реклама

Новые бизнес-идеи

Реклама