Поиск по сайту:
Например, Как написать бизнес-план?
Профессиональный сервис для руководителей малого бизнеса: помогает правильно вести бухгалтерию,
создавать счета, акты, накладные, договора, сдавать отчётность и уплачивать налоги точно в срок.

Три спорных момента при учете нормируемых расходов на рекламу

Печать
27.07.2011 13:10

Часто компании, рекламирующие свои товары или услуги, могут списать налоговые расходы не в полной сумме, а лишь в пределах норматива. Как рассчитать этот норматив, и в каком размере принять к вычету «входной» НДС? В Налоговом кодексе ясные и однозначные ответы на эти вопросы отсутствуют. О том, как можно трактовать соответствующие положения НК РФ, читайте в настоящей статье.

Вводная информация

Общее правило (закреплено в пункте 4 статьи 264 НК РФ) гласит: рекламные расходы делятся на две категории. Первую можно условно назвать «ненормируемой». К ней относятся издержки, которые полностью учитываются при налогообложении прибыли Список таких расходов является закрытым. В него входят затраты на рекламные мероприятия через СМИ и телекоммуникационные сети, на световую и наружную рекламу. Также целиком списываются суммы, израсходованные на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, комнат образцов, демонстрационных залов и при изготовлении рекламных брошюр и каталогов.

Вторая категория — это нормируемые рекламные расходы. Сюда относятся все издержки на рекламу, не попавшие в первую категорию. Эти затраты можно учесть только в пределах лимита. Очень важно правильно рассчитать лимит, ведь от него в конечном итоге зависит величина налога на прибыль Чтобы верно определить норматив по рекламным расходам, бухгалтеру необходимо найти ответ на три ключевых вопроса.

Нужно ли исключить НДС из показателя выручки при нормировании рекламных затрат?

В статье 264 Налогового кодекса говорится: норматив равен одному проценту выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. К сожалению, в Кодексе четко не прописано, какой показатель выручки — с НДС или без него — участвует в расчетах.

Существуют противоположные мнения на этот счет. Первое. Показатель выручки необходимо учитывать с налогом на добавленную стоимость. Действительно, по статье 249 НК РФ выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права. Законодатель не оговорил, что НДС следует исключить из поступлений, значит, этот налог является частью выручки и должен участвовать в расчетах. Такой подход выгоден для налогоплательщиков, ведь при нем расходы компании возрастают (см. таблицу ниже).

Вторая точка зрения, напротив, на руку чиновникам. Последние утверждают, что хотя в определении норматива нет прямой ссылки на статью 248 НК РФ, ее, тем не менее, тоже надо брать в расчет. А в этой статье черным по белому написано: «при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю…». Следовательно, при нормировании рекламных расходов показатель выручки берется за минусом НДС. Такой вывод традиционно делают специалисты Минфина России (см., например, письмо от 07.06.05 № 03-03-01-04/1/310).

Бухгалтеру остается самостоятельно решать, как рассчитывать норматив по рекламным расходам: исходя из выручки с НДС или из выручки без налога. В первом случае компания заплатит меньше налога на прибыль, но при проверке налоговики скорее всего зафиксируют нарушение. Не исключено, что доказывать свою правоту предприятие будет в суде. Второй подход подразумевает большие платежи в бюджет, зато не связан с налоговыми рисками.

Пример расчета норматива двумя способами

Выручка без НДС за налоговый период (руб.)