Рекомендации ФНС по проведению камеральных проверок: что полезно знать бухгалтеру |
|
04.09.2013 12:31 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральная налоговая служба разработала рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок и направила документ во все территориальные ИФНС (письмо от 16.07.13 № АС-4-2/12705). В рекомендациях изложены правила и ограничения, которых инспекторы должны придерживаться при проведении «камералок». Налогоплательщикам тоже полезно знать эти правила, чтобы в случае их несоблюдения защитить свои права. Как выявляют несвоевременно сданную отчетностьВ каждой инспекции установлена автоматизированная информационная система, где формируется перечень обязательств всех налогоплательщиков, которые находятся на учете в данной ИФНС. В этом перечне значатся все декларации и прочие отчеты, которые должен сдавать тот или иной налогоплательщик. Инспекторы обязаны следить за тем, чтобы информация в перечне всегда была актуальной. Для этого налоговикам нужно своевременно заносить данные о переходе налогоплательщика с одного налогового режима на другой, об изменениях налогового законодательства и проч. В итоге в перечне не должно быть деклараций по налогам, от которых компания или предприниматель освобождены в связи с переходом на спецрежим. Также в перечне не должны значиться декларации по НДС для налогоплательщиков, которые получили освобождение по статье 145НК РФ. Допустимые сроки для блокировки счетовПо истечении 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи той или иной декларации, инспекторы при помощи своего информационного ресурса сверяют список ожидаемых деклараций со списком фактических поступивших деклараций. Точно такую же сверку проводят в отношении бухгалтерской отчетности, а также сведений о среднесписочной численности работников. В результате получаются списки нарушителей, в отношении которых в течение следующих пяти рабочих дней принимаются решения о приостановлении операций по расчетным счетам и электронным кошелькам. Здесь есть четкое ограничение: категорически возбраняется блокировать счета до истечения 10-ти дневного срока, отведенного для сдачи той или иной декларации. А начиная с 1 января 2015 года, появится еще один запрет. Налоговики не смогут блокировать счета по истечении трех лет со дня окончания срока, отведенного для сдачи декларации. Для переходного периода предусмотрено следующее правило. Если декларация представлена до 1 января 2015 года, а 10 рабочих дней после срока, установленного для ее сдачи, истекли после этой даты, необходимо применять прежний порядок. Другими словами, блокировка счета возможна даже по истечении трехлетнего периода. Ответственность за несвоевременную сдачу декларацийВ случае несвоевременного представления декларации налогоплательщика могут оштрафовать по пункту 1 статьи 119НК РФ. Применить предусмотренный этой нормой штраф инспекторы не вправе без проведения камеральной проверки. И даже если несвоевременная отчетность — это единственное нарушение, выявленное в ходе «камералки», налоговики обязаны составить акт и вынести решение в соответствии со статьей 101НК РФ. Иначе обстоит дело с несоблюдением порядка сдачи деклараций в электронной форме. (Напомним, что с 2014 года налоговая декларация в электронном виде может быть сдана только через спецоператора. О функциях спецоператоров см. «Электронная отчетность: чем сдача через спецоператоров отличается от самостоятельной загрузки на приемный шлюз»). Для компаний и предпринимателей, которые обязаны отчитываться в электронном виде, но сдали декларацию на бумаге, предусмотрена санкция по статье 119.1НК РФ. Эта санкция применяется вне рамок камеральной проверки. Нарушение фиксируется в акте и решении, которые составляются в соответствии со статьей 101.4НК РФ и не имеют отношения к «камералке». Но может случиться так, что налогоплательщик одновременно допустит два нарушения: сдаст декларацию позже срока и проигнорирует требование о сдаче отчетности в электронном виде. Тогда фискалы вправе применить обе санкции — по статье 119 НК РФ и по статье 119.1НК РФ — в рамках камеральной проверки. Добавим, что за несоблюдение сроков сдачи деклараций установлена не только налоговая, но и административная ответственность по статье 15.5КоАП РФ. Ответственность за несвоевременную сдачу налоговых расчетов, сведений о среднесписочной численности и бухгалтерской отчетностиЗа несвоевременное представление бухгалтерской отчетности и сведений о среднесписочной численности работников полагается штраф по пункту 1 статьи 126НК РФ. Данные нарушения фиксируются вне рамок камеральной проверки, и инспекторы составляют акт и решение в соответствии со статьей 101.4НК РФ. Это же правило действует и для случая, когда нарушены сроки представления расчетов налоговыми агентами. И даже если в отношении самого расчета была проведена камеральная проверка, штраф за несвоевременную сдачу нужно оформлять вне рамок «камералки». Кроме того, за опоздание с представлением налоговых расчетов, сведений о среднесписочной численности и бухгалтерской отчетности полагается административное наказание по части 1 статьи 15.6КоАП РФ. Какие документы инспекторы вправе истребовать у налогоплательщикаДо 1 января 2014 годаНалоговики вправе истребовать документы, подтверждающие право на льготы по уплате налогов либо право на вычет по НДС в случае, если в декларации заявлена сумма к возмещению. Плюс к этому инспекторы могут истребовать документы, которые налогоплательщик должен был приложить к декларации, но не сделал этого (см. табл.). Наконец, фискалам разрешено истребовать любые документы, на основании которых исчисляются налоги, связанные с использованием природных ресурсов. Случаи, когда к налоговой декларации необходимо приложить документы
С 1 января 2014 годаУ инспекторов появится новое основание истребовать документы при камеральной проверке. Это касается «первички» и аналитических регистров налогового учета Их будут требовать в случае, если «уточненка» представлена по истечении двух лет после сдачи исходной декларации, и согласно уточненным сведениям убыток стал больше, либо сумма налога к уплате стала меньше. (Подробнее см. в статье «В Налоговый кодекс внесены поправки, касающиеся камеральных проверок, штрафов, блокировки счетов и способа сдачи отчетности»). С 1 января 2015 годаРаботники ИФНС смогут дополнительно истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, «первичку» и иные документы, если информация, собранная из разных источников, окажется противоречивой. Проверка уточненной декларацииЕсли «уточненка» представлена в ходе выездной проверкиПо общему правилу, уточненную декларацию (равно как и исходную) нужно проверять в рамках камеральной проверки. Но из этого правила есть исключение: если «уточненка» за тот или иной период представлена в ходе выездной проверки за этот же период, то инспекторы не станут назначать камеральную проверку. Вместо этого они проверят уточненную декларацию в ходе текущего выездного мероприятия. Правда, данное исключение не распространяется на ситуацию, когда в «уточненке» заявлено право на возмещение НДС или акциза. По таким декларациям необходима самостоятельная камеральная проверка. Помимо этого, самостоятельная «камералка» будет назначена в том случае, если уточненную декларацию подали непосредственно перед окончанием выездной ревизии. Тогда у инспекторов не будет достаточно времени, чтобы как следует изучить «уточненку», поэтому в отношении нее допустимо провести камеральную проверку. Если «уточненка» представлена до оформления акта по камеральной проверке исходной декларацииВ случае, когда камеральная проверка исходной декларации еще не завершена, то есть акт по ней не оформлен, либо не вручен налогоплательщику, подача «уточненки» может привести к следующим последствиям. Инспекторы вправе прервать «камералку» исходной декларации и сразу же начать новую проверку — в отношении уточненной декларации. Но такой вариант не допускается, если в «уточненке» заявлено право на возмещение НДС или акциза. В подобной ситуации налоговики обязаны завершить исходную проверку, оформить и вручить налогоплательщику акт по ней, и только после этого начинать «камералку» в отношении уточненной декларации. К тому же нужно иметь в виду, что если в исходной декларации указана одна сумма налога к возмещению, а в «уточненке» другая, то по итогам исходной проверки инспекторы возместят меньшую из двух величин. Это в равной степени относится к возмещению НДС и акцизов (подробнее об этом см. «Какое решение примут инспекторы, если налогоплательщик заявил НДС к возмещению, а затем подал «уточненку»»). По результатам проверки «уточненку» подавать не нужноНередко налогоплательщики, прошедшие проверку, допускают весьма распространенную ошибку. Они неверно понимают смысл фразы, которая содержится в резолютивной части решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности. Эта фраза представляет собой предложение внести по итогам проверки необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Под исправлениями многие бухгалтеры понимают сдачу уточненной декларации за проверенный период. На самом деле сдавать «уточненку» не нужно, ведь декларация не является документом налогового учета, а представляет собой заявление об объектах налогообложения и об исчисленной сумме налога. А в данном случае заявлять об увеличении базы и налога бессмысленно, так как налоговики и без того отразили доначисления в карточке расчетов с бюджетом (подробнее о том, как отразить в учете итоги проверок см. «Что и как нужно исправить в учете по результатам налоговой проверки»). Бывает, что в данном вопросе путаются не только налогоплательщики, но и сами налоговики, которые требуют представить по итогам проверки уточненную декларацию. В такой ситуации бухгалтеру следует помнить, что подобное предложение противоречит нормам Налогового кодекса, и следовать этому предложению не нужно.
|