Поиск по сайту:
Например, Как написать бизнес-план?
Профессиональный сервис для руководителей малого бизнеса: помогает правильно вести бухгалтерию,
создавать счета, акты, накладные, договора, сдавать отчётность и уплачивать налоги точно в срок.

Оптовая торговля: как оформить возврат качественного, но нереализованного товара

Печать
27.07.2011 15:46

Во время кризиса многие розничные продавцы берут у оптовиков товар «на реализацию». Это значит, что магазины расплачиваются за поставку лишь после того, как продадут товар потребителям. При этом нереализованную часть поставки возвращают продавцу. Оформление этой операции нередко вызывает вопросы даже у опытных бухгалтеров. Как известно, существует несколько способов такого оформления. Сегодня мы расскажем о достоинствах и недостатках каждого из них.

Обратная реализация

Налоговики обычно настаивают, что возврат нереализованного товара следует оформлять как обратную продажу. Логика проста: раз право собственности на товар уже перешло к покупателю, то при отказе от части поставки клиент сам становится продавцом, а бывший поставщик — покупателем.

Пример 1

ЗАО «Оптовик» закупает детали у ООО «Завод» и продает их компании ООО «Магазин». Все три предприятия являются плательщиками НДС. По устной договоренности «Магазин» вправе вернуть «Оптовику» часть поставки (не более 40%), не востребованную потребителями. В свою очередь «Оптовик» может вернуть эту продукцию «Заводу».

В январе 2009 года «Оптовик» оприходовал 1 000 деталей по цене 118 рублей за штуку (в т.ч. НДС 18% — 18 руб.). В этом же месяце детали были отгружены «Магазину» по цене 236 рублей за единицу (в т.ч. НДС 18% — 36 руб.). Бухгалтер ЗАО «Оптовик» сделал проводки:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
- 100 000 руб. ((118 руб. : 118 % х 100 %) х 1 000 шт.) — получен товар от поставщика;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 18 000 руб. (18 руб. х 1 000 шт.) — отражен НДС полученного товара;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
- 236 000 руб. (236 руб. х 1 000 шт.) — реализован товар покупателю;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 41
- 100 000 руб. — отражена закупочная стоимость реализованного товара;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68
- 36 000 руб. (36 руб. х 1 000 шт.) — начислен НДС к уплате в бюджет;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
- 18 000 руб. — предъявлен НДС к вычету.

В январе «Оптовик» выставил «Магазину» счет-фактуру на отгрузку 1 000 деталей на общую сумму 236 000 руб. (236 руб. х. 1 000 шт.), в т.ч. НДС 36 000 руб.
В налоговом учете «Оптовик» отразил доход в сумме 200 000 руб.(236 000 – 36 000) и расходы в сумме 100 000 руб.

В августе 2009 года «Магазин» вернул «Оптовику» 350 деталей, которые не удалось продать в розницу. «Оптовик» оприходовал товар и отгрузил его «Заводу». Бухгалтер ЗАО «Оптовик» сделал проводки:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
- 70 000 руб. ((236 руб. : 118% х 100%) х 350 шт.) — получен товар от поставщика (бывшего покупателя);
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 12 600 руб. (36 руб. х 350 шт.) — отражен НДС полученного товара;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
- 41 300 руб. (118 руб. х 350 шт.) — реализован товар покупателю (бывшему поставщику);
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 41
- 70 000 руб. ((236 руб. : 118% х 100%) х 350 шт.) — отражена закупочная стоимость реализованного товара;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68
- 6 300 руб. (18 руб. х 350 шт.) — начислен НДС к уплате в бюджет;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
- 12 600 руб. (36 руб. х 350 шт.) — предъявлен НДС к вычету;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62
- 82 600 руб. (70 000 + 12 600) — зачтена кредиторская задолженность перед ООО «Магазин» в счет общего долга за отгруженную продукцию;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62
- 41 300 руб. — зачтена дебиторская задолженность ООО «Завод» в счет общего долга за полученную продукцию.

В августе «Магазин» выставил «Оптовику» счет-фактуру на отгрузку 350-ти возвращенных деталей на общую сумму 82 600 руб., в т.ч. НДС — 12 600 руб. Данный счет-фактуру «Оптовик» зарегистрировал в книге покупок, и на его основании принял к вычету НДС в размере 12 600 руб.

Кроме того, «Оптовик» выставил «Заводу» счет-фактуру на отгрузку 350-ти возвращенных деталей на общую сумму 41 300 руб., в т.ч. НДС 6 300 руб. Данный счет-фактуру «Оптовик» зарегистрировал в книге продаж, и на его основании начислил НДС к уплате в бюджет в размере 6 300 руб.
В налоговом учете «Оптовик» отразил доход в сумме 35 000 руб. (41 300 – 6 300) и расходы в размере 70 000 руб.

Плюсы и минусы обратной реализации

Оформляя возвраты как обратную продажу, компании соблюдают алгоритм, изложенный в пункте 1 письма Минфина России от 07.03.07 № 03-07-15/29. Там говорится, что если покупатель успел принять товар к учету, и только после этого вернул поставщику, то клиент должен выставить счет-фактуру, а продавец — зарегистрировать его в книге покупок. Только в этом случае у поставщика появляется право на вычет НДС по возвращенной части продукции. Таким образом, достоинство обратной реализации в том, что она гарантированно избавляет поставщиков от проблем с вычетами.

Однако у обратной реализации есть и недостатки. Первый и главный минус — это убыточность возвратной операции. Так, ЗАО «Оптовик» из нашего примера в августе закупило детали у ООО «Магазин» по цене 236 руб. за единицу, а продало «Заводу» по цене 118 руб. за штуку. Велика опасность, что налоговики не оставят этот факт без внимания. Тем более что цена, по которой товар отгружен «Заводу», более чем на 20 процентов отличается от обычной продажной цены, применяемой «Оптовиком». В самом плохом случае проверяющие могут пересчитать налог на прибыль исходя из отпускной цены, равной 236 руб. за одну деталь.

Второй недостаток в том, что при исходной поставке товара продавец перечисляет в бюджет НДС и налог на прибыль со всей стоимости отгруженной продукции. При этом заранее известно, что часть партии скорее всего будет возвращена. И хотя при возврате поставщик примет НДС к вычету и уменьшит налогооблагаемый доход, это произойдет значительно позже. Другими словами, при отгрузке продавец фактически кредитует бюджет вместо того, чтобы сразу пустить деньги в оборот.

Переход права собственности после оплаты

Чтобы избежать обратной реализации, многие продавцы прописывают в договоре купли-продажи, что право собственности переходит к покупателю после оплаты. При этом отдельно указывают, что еще до момента перехода допустима дальнейшая продажа изделий. Такой вариант предусмотрен Гражданским кодексом (ст. 491 ГК РФ).
В этом случае продавец отражает отгрузку по дебету счета 45 и кредиту счета 41 (или 43). И только получив выручку за проданную часть партии, поставщик показывает реализацию. Что касается возращенных товаров, то поставщик проводит их по дебету счета 41 (или 43) и кредиту счета 45.

Пример 2

Предположим, что ЗАО «Оптовик» отгрузило детали «Магазину», но по договору право собственности переходит только после оплаты. Прочие данные — те же, что в примере 1.

В январе 2009 года в бухучете «Оптовика» появились проводки:

ДЕБЕТ 45 КРЕДИТ 41
- 100 000 руб. — товар отгружен покупателю;

В январе «Оптовик» оформил накладную на поставку 1 000 деталей в адрес «Оптовика». Счет-фактура в этом месяце не выставляется, и в налоговом учете данная операция не отражается.

В августе 2009 года

«Магазин» перечислил на счет «Оптовика» выручку за 650 деталей, а 350 деталей вернул. Бухгалтер «Оптовика» сделал проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
- 153 400 руб. (236 руб. х 650 шт.) — поступила выручка от покупателя;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
- 153 400 руб. — реализован товар покупателю;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 45
- 65 000 руб. ((118 руб. : 118 % х 100 %) х 650 шт.) — отражена закупочная стоимость реализованного товара;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68
- 23 400 руб. (36 руб. х 650 шт.) — начислен НДС к уплате в бюджет;
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 45
- 35 000 руб. ((118 руб. : 118 % х 100 %) х 350 шт.) — получен возврат товара от покупателя.

В августе «Магазин» оформил накладную на возврат 350 деталей. «Оптовик» выставил счет-фактуру на 650 деталей, зарегистрировал в книге продаж, и на его основании начислил НДС к уплате в бюджет в сумме 23 400 руб.
В налоговом учете «Оптовик» отразил доход в размере 130 000 руб. (153 400 – 23 400) и расходы в сумме 65 000 руб.

Достоинство этого способа отражения возвратов в том, что продавец не платит налоги с отгруженной, но еще не оплаченной поставки. Облагаемая база появляется только по факту получения денег от клиента.

Однако, довольно велик риск, что инспекторы при проверке все же начислят НДС на всю отгрузку независимо от того, поступила ли выручка. Сотрудники ИФНС зачастую рассуждают так: раз по НК РФ налоговую базу нужно определять в момент отгрузки, то продавец обязан платить налог даже в том случае, если право собственности еще не перешло к покупателю. Поэтому компании, избравшие этот способ, должны быть готовы к возможным конфликтам с проверяющими.

Отгрузка и возврат в рамках договора комиссии

Существует еще один способ «обойти» обратную реализацию при возврате. Он заключается в том, что изготовитель и оптовый торговец вместо договора купли-продажи подписывают договор комиссии Производитель формально становится комитентом, а оптовик выступает в роли комиссионера. Он отгружает розничным точкам товар, принадлежащий комитенту, и нереализованную часть забирает и возвращает владельцу, то есть изготовителю. При этом право собственности на невостребованные изделия остается за комитентом (производителем). Следовательно, комиссионер не отражает реализацию и не платит налоги ни при отгрузке, ни при возврате.
 
Его налогооблагаемая база — это посредническое вознаграждение, которое по сути является разницей между продажной и закупочной стоимостью проданной продукции.
Данный метод хорош лишь для тех, кто продает товар, облагаемый НДС по ставке 18 %. Компаниям, реализующим изделия по ставке 10 %, договор комиссии не подойдет. Ведь льготная ставка применяется при продаже некоторых товаров (например, детской одежды, нерекламной и неэротической периодики и пр.), но она не распространяется на услуги по реализации этой продукции. Поэтому организация, оказывающая посреднические услуги, должна платить НДС по ставке 18 % независимо от того, какие товары продает комитент.

Замена договора купли-продажи на комиссионное соглашение

Некоторые оптовики идут на хитрость. Они заключают сразу два договора: купли-продажи и комиссии. Изначально всю партию товара отгружают клиенту в рамках договора купли-продажи. В конце какого-либо периода (например, месяца или квартала) бухгалтер смотрит, сколько единиц было оплачено, а сколько возвращено. Затем уничтожает накладные и счета-фактуры, а вместо них задним числом выписывает другие. Из новых документов следует, что оплаченные и реализованные товарные единицы были отгружены по договору купли-продажи, а возвращенные — по договору комиссии.

В соответствии с данным методом ЗАО «Оптовик» из нашего примера должен в январе оформить отгрузку 1 000 деталей как куплю-продажу. А в августе переписать «первичку» так, чтобы 650 деталей приходились на куплю-продажу, а 350 деталей — на комиссию. Тогда нереализованные изделия можно вернуть комитенту без налоговых последствий.

Излишне говорить, что замена документов — весьма рискованное мероприятие. Налоговики наверняка заподозрят серую «схему», когда увидят, что договор комиссии из месяца в месяц не приносит дохода. Инспекторы назначат встречные проверки, во время которых кто-то из контрагентов может случайно предъявить старый вариант «первички». Или просто на словах расскажет, что на самом деле посреднические услуги существуют лишь на бумаге. Тогда ревизоры пересчитают налоги, исходя из полной стоимости отгрузки, включая возвращенный товар, а также оштрафуют организацию или предпринимателя по статье 122 НК РФ. Кроме того, директора и главбуха могут привлечь к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ (при условии, что сокрытие налогов совершено в крупном размере*).

* Согласно статье 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов в крупном размере — это либо сокрытие более 500 000 руб. в течение трех финансовых лет подряд при том, что доля неуплаченных налогов превышает 10 процентов всех налогов, подлежащих уплате в бюджет, либо сокрытие более 1 500 000 руб.