Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе по проведению медицинских осмотров врачами разной направленности и применение необходимых методов обследования. Все процедуры и манипуляции проводятся в целях раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения России.
В статье рассмотрен порядок учета средств, поступающих учреждению в счет оплаты мероприятий по диспансеризации, а также учета расходов, производимых учреждением в рамках оказания гражданам услуг по диспансеризации.
Финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации отдельных категорий граждан осуществляется в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (ОМС) .
Средние нормативы по базовой программе ОМС рассчитываются на одно застрахованное лицо. Данные нормативы используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных программой государственных гарантий, и составляют для медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала):
- на 2014 год – 2,64 посещения на одного жителя, в рамках базовой программы ОМС – 2,24 посещения на одно застрахованное лицо;
- на 2015 год – 2,7 посещения на одного жителя, в рамках базовой программы ОМС – 2,3 посещения на одно застрахованное лицо.
В соответствии с Порядком проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденным Приказом Минздрава РФ от 03.12.2012 № 1006н (далее – Порядок № 1006н):
- первый этап диспансеризации включает в себя осмотр врачами-специалистами, исследования и иные мероприятия, проводимые у мужчин и женщин в определенный возрастной период;
- второй этап включает индивидуальное дообследование и уточнение диагноза заболевания, проведение углубленных профилактических консультирований.
Оплата первого этапа диспансеризации производится по законченному случаю. Расчет стоимости первого этапа необходимо осуществлять с учетом дифференциации в зависимости от объема диспансеризации по полу и возрасту, установленного Порядком № 1006н.
Оплата второго этапа диспансеризации осуществляется за посещение или законченный случай, включая посещения к конкретным специалистам (с учетом объема исследований по направлениям данных специалистов).
Лицензия на осуществление медицинской деятельности
Диспансеризация взрослого населения проводится медицинскими организациями (далее – медицинское учреждение) независимо от организационно-правовой формы, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части оказания первичной медико-санитарной помощи. Данная деятельность осуществляется при наличии лицензии на ведение медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) (п. 6 Порядка № 1006н):
- по профилактическим медицинским осмотрам, терапии, акушерству и гинекологии или акушерству и гинекологии (за исключением вспомогательных репродуктивных технологий), акушерскому или лечебному делу;
- по офтальмологии, неврологии, хирургии, рентгенологии, клинической лабораторной диагностике или лабораторной диагностике, функциональной диагностике, ультразвуковой диагностике, эндоскопии.
В случае отсутствия у медицинской организации, осуществляющей диспансеризацию, лицензии на ведение медицинской деятельности по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения диспансеризации в полном объеме, она заключает с иной медицинской организацией, имеющей лицензию на выполнение (оказание) требуемых видов работ (услуг), договор о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению диспансеризации.
Согласие гражданина на проведение медицинского вмешательства
При проведении диспансеризации с гражданина, в отношении которого будут проводиться мероприятия по диспансеризации (его законного представителя, если лицо признано в предусмотренном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство), берется согласие на проведение медицинского вмешательства. Необходимость получения такого согласия установлена в ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ).
Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинского вмешательства, входящих в объем диспансеризации (ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ).
Статьей 20 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от такого вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента (п. 7 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ).
Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается (п. 9 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ):
- если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в п. 2 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ);
- в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
- в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления) и при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
Порядок дачи такого согласия (отказа) и сама форма согласия (отказа) утверждены Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1177н.
Тариф на оплату мероприятий по диспансеризации
Оплата услуг в рамках мероприятий по диспансеризации, оказываемых учреждением гражданам, производится по тарифам. Тарифы для первого и второго этапов диспансеризации устанавливаются тарифным соглашением в субъекте РФ.
Например, тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров приведены в приложении 11 к Тарифному соглашению в сфере ОМС на территории Нижегородской области на 2014 год от 09.01.2014.
Чтобы понять, из чего состоит тариф, приведем выдержку из этого документа.
Наименование мероприятия
|
Тариф на один законченный случай, руб., в том числе:
|
Итого тариф, руб.
|
Подстатьи 221, 213 (заработная плата и начисления на оплату труда) КОСГУ
|
Подстатья 226, статьи 310, 340 (медикаменты) КОСГУ
|
Подстатьи 212, 221, 223, 224, 225, 226, статьи 260, 290, 310, 340 (включая расходы на мягкий инвентарь, текущее содержание, коммунальные услуги, налоговые платежи и др.) КОСГУ
|
Первый этап диспансеризации взрослого населения (законченный случай)
|
Диспансеризация женщин возрастной группы 21, 24, 27, 30, 33, 36 лет
|
705,95
|
248,76
|
63,46
|
1 018,17
|
Диспансеризация мужчин возрастной группы 21, 24, 27, 30, 33, 36 лет
|
585,81
|
220,34
|
51,88
|
858,03
|
Второй этап диспансеризации взрослого населения
|
Осмотр (консультация) врача-невролога (в случае указания или подозрения на ранее перенесенное острое нарушение мозгового кровообращения по результатам анкетирования у женщин (мужчин), не находящихся под диспансерным наблюдением по данному поводу, а также для женщин (мужчин), не прошедших осмотр врача-невролога на первом этапе диспансеризации)
|
229,33
|
15,29
|
19,67
|
264,29
|
Осмотр (консультация) врача-хирурга или врача-колопроктолога (при положительном анализе кала на скрытую кровь)
|
196,38
|
20,2
|
17,19
|
233,77
|
Прием (осмотр) врача-терапевта, включающий определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения (с учетом заключений врачей-специалистов), а также направление при наличии медицинских показаний на индивидуальное углубленное профилактическое консультирование или групповое профилактическое консультирование (школа пациента) для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение
|
244,85
|
15,29
|
18,14
|
278,28
|
Оплата услуг по проведению мероприятий по диспансеризации
В целях персонифицированного учета каждого этапа диспансеризации медицинская организация направляет отдельно реестры счетов и счета за проведенную диспансеризацию (образцы реестров счетов приведены вПисьме ФФОМС от 01.04.2013 № 2903/30-1/и) в страховые медицинские организации в сроки, установленные договором.
Типовая форма договора приведена в Приказе Минздрава РФ от 24.12.2012 № 1355н «Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».
Из типовой формы договора следует, что организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь, в том числе по диспансеризации, на основании заключенного договора в соответствии с установленными тарифами. Учреждение может получать некий объем средств на оплату оказываемых услуг по диспансеризации авансом. Для этого оно составляет заявку на получение целевых средств на авансирование оплаты медицинской помощи (далее – заявка на авансирование). При этом следует заметить, что учреждение вправе увеличить размер средств, указываемых в заявке на авансирование, во II и III кварталах года не более чем на 40% от размера среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние три месяца либо с начала действия договора (в случае если период действия договора – менее трех месяцев).
Для оплаты медицинской помощи учреждение представляет в страховую медицинскую организацию счета на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и реестр счетов в течение пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным. После получения средств ОМС от территориального фонда ОМС (далее – территориальный фонд) страховая медицинская организация в течение трех рабочих дней оплачивает счета учреждения путем перевода суммы, указанной в счете, на счет учреждения. В договоре прописывается число месяца, до которого страховая медицинская организация должна оплатить счета.
Учреждения, участвующие в программе ОМС и оказывающие услуги в том числе по диспансеризации взрослого населения, обязаны:
- представлять отчетность об использовании средств ОМС, оказании застрахованному лицу медицинской помощи и иную отчетность в порядке, устанавливаемом ФФОМС в соответствии со ст. 33 Федерального закона № 326-ФЗ;
- использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой ОМС, и вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС;
- проводить ежемесячно по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным, а также ежегодно по состоянию на конец финансового года сверку расчетов со страховой медицинской организацией;
- представлять в страховую медицинскую организацию до определенного числа каждого месяца включительно (число устанавливается договором) в электронном виде и (или) на бумажном носителе сведения о численности застрахованных лиц и списки застрахованных лиц, информацию об изменении представленных ранее сведений, возникших обстоятельствах, которые могут привести к нарушению требований стандартов медицинской помощи;
- представлять в страховую медицинскую организацию в срок не позднее одного рабочего дня сведения, подтверждающие право учреждения на осуществление медицинской деятельности, перечень видов медицинской помощи, оказываемой в соответствии с территориальной программой ОМС, и др.
При получении счетов, реестров счетов страховая медицинская организация обязана оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам медицинскими учреждениями в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе ОМС, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС.
Обратите внимание, что страховые медицинские организации осуществляют оплату счетов с учетом контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по диспансеризации отдельных категорий граждан в соответствии с Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС» (далее – Порядок № 230).
Бухгалтерский учет доходов и расходов при диспансеризации
В бухгалтерском учете суммы, поступающие в оплату счетов, представляемых в страховые медицинские организации, а также суммы авансирования, поступающие по заявке, отражаются на счете 7 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг».
Расходы, производимые учреждением в рамках диспансеризации, по нашему мнению, следует отражать бухгалтерской записью (п. 60 Инструкции № 174н ):
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 7 109 хх 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счетов 7 105 00 000 «Материальные запасы», 7 208 00 000«Расчеты с подотчетными лицами», 7 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 7 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»
Использование счета 7 109 00 000 позволит сформировать стоимость одной единицы медицинской услуги – диспансеризации. Фактическая себестоимость товаров, работ, услуг формируется на этом счете бухгалтерского учета. Учреждение расходует средства, получаемые в качестве оплаты счетов по диспансеризации, по тем направлениям, которые включены в тариф. |