Наличные: карта бита |
|
24.06.2014 00:00 |
Россияне считают оплату товаров и услуг через сотрудников почты, банка или салона сотовой связи более надежной, выгодной и понятной, чем самостоятельное проведение платежа. Такие данные приводятся в совместном исследовании Банка России и Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Кроме того, 7% соотечественников не умеют осуществлять безналичные платежи, а 8,7% не знают, как открыть банковскую карту. Банки.ру вникал в нюансы платежного поведения граждан России. Нал лучше безналаПо данным исследования, которое Банк России провел совместно с НАФИ, оплата наличными у наших сограждан ожидаемо является любимым способом расчетов. 69,1% опрошенных ежедневно расплачиваются или осуществляют переводы с помощью «живых» денег, в то время как безнал каждый день используют лишь 4,2% респондентов. Большинство россиян совершают безналичные трансакции реже одного раза в месяц — так ответили 19,4% сограждан, а половина россиян и вовсе никогда не пользовались безналичной формой оплаты. В числе «безнальщиков» предсказуемо лидируют жители двух столиц и городов с населением свыше миллиона человек, а также люди со средним специальным и высшим образованием, в том числе неполным. Среди возрастных категорий наиболее часто пользуются безналичными расчетами люди в возрасте от 25 до 34 лет. Из них 65,3% хотя бы раз осуществляли безналичные платежи. Исследование Центробанка и НАФИ проводилось среди 3 209 респондентов из разных городов России старше 18 лет. Опрос предусматривал интервьюирование респондентов «лицом к лицу» по месту жительства респондента. Статистическая погрешность выборки на общероссийском уровне при 95-процентной доверительной вероятности не превысила 1,73%. Опрос проводился в 150 населенных пунктах 52 регионов страны. В населенном пункте опрашивали не менее пяти человек. Среди причин выбора в пользу наличных россияне называют привычку (61,8% опрошенных), отсутствие карты в непосредственной доступности (ответ «У меня чаще при себе наличные» дали 26,6% респондентов), доверие налу (25,1%), наличный способ получения пенсии, зарплаты и прочее (24,1%). При этом 17,3% сограждан поделились информацией, что совершают покупки в местах, где карты не принимают, а 7% просто не умеют осуществлять безналичные платежи. Среди других причин назывались трудность в осуществлении контроля за собственными расходами при использовании безналичного способа оплаты и более дешевые товары в местах, где принимают только наличные. У 5% опрошенных звучал ответ «Мне приятнее иметь на руках настоящие наличные деньги, нежели виртуальные». Чаще всего россияне (93,6%) оплачивают наличными повседневные товары и услуги. Преимущественно безналичным способом осуществляется оплата мобильной связи (17,1% опрошенных), Интернета или коммерческого телевидения (15,3%) и товаров, заказанных через Всемирную сеть либо по каталогам (12,4%). Наличную оплату чаще выбирают жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, в то время как безналичному способу больше привержены жители Северо-Западного федерального округа. Более половины населения России совершают обязательные платежи (налоги, штрафы и др.) наличными, практически каждый десятый все-таки отдает предпочтение безналу, а более трети россиян, по их собственному признанию, не осуществляют такие платежи вообще. Выплата банковских кредитов и иных задолженностей у 36% сограждан проходит в наличной форме, у 9,1% — в безналичной, а остальные не имеют задолженностей. Как бы то ни было, если есть возможность расплатиться картой, жители России не преминут ею воспользоваться. Так, в мелких розничных магазинах или на рынках, где, как правило, проблематично найти POS-терминал, 78,7% опрошенных платят только наличными. В супермаркетах и универсамах таких граждан 54,6%, а в крупных торгово-развлекательных центрах и гипермаркетах — всего 43,8%. Человек надежнее банкоматаПри выборе из нескольких способов оплаты наличными потребители отдают предпочтение как самым надежным платежам через кассу торгово-сервисного предприятия (26,3%), через сотрудника салона сотовой связи (20,3%) и через сотрудника банка (19,7%). Каждый пятый респондент при этом заявил, что услугами Почты России и терминалов в части проведения наличных платежей воспользуется в последнюю очередь. Среди безналичных способов оплаты опрошенные выделили как самый надежный оплату банковской картой через банкомат (так ответили 36,8% респондентов). На втором месте среди надежных безналичных способов оплаты — перевод средств через сотрудника банка со своего счета (24,1% опрошенных). В последнюю очередь россияне бы стали совершать безналичный платеж через Интернет с использованием электронных денежных средств (такому каналу не доверяют 22,4% респондентов). Судя по всему, наши сограждане опасаются совершать платежи самостоятельно и считают, что уполномоченный сотрудник сделает это правильнее. 66,9% респондентов выбрали платежи и переводы через сотрудника Почты России, банка или салона связи как наиболее надежные (66,9%), понятные (62,4%) и выгодные (50,3%). Для сравнения: самостоятельную оплату через банкомат или платежный терминал надежной и безопасной считают 18,9%, понятной — 22,3%, а выгодной — 26,6%. У варианта «Самостоятельная оплата через сеть Интернет или мобильное устройство» поклонников по всем критериям еще меньше. Не рой другому каналКогда респондентов попросили уточнить, через какие каналы они за последний год как минимум единожды совершали платежи и переводы денежных средств, абсолютное большинство (84%) ответило «через кассыторгово-сервисных предприятий», 70,3% — «через сотрудника банка», 55,2% выбрали банкоматы, 54,2% — терминалы, а 38,2% — отделения Почты России. Интернет пользуется популярностью примерно у каждого пятого опрошенного, мобильный или планшет — у каждого восьмого. Наименее востребованы у населения платежи через операторов электронных денег и системы денежных переводов — совокупно их выбрали 12,2% респондентов. Выбор того или иного канала оплаты у сограждан имеет прямую зависимость от их осведомленности о его существовании. Например, о том, что платеж можно провести через банк, знают 93,5% россиян, о возможности платы посредством банкомата в курсе 85,9%, о доступности услуг по принятию платежей на почте знают 80,2%, через Интернет — 64,1%, через мобильное устройство — 55%. Обо всех вышеперечисленных способах оплаты осведомлены лишь 16% населения. Удовлетворенность — не порокВ результате опроса ЦБ и НАФИ было установлено, что россияне в целом удовлетворены имеющейся платежной инфраструктурой. 59,2% респондентов уверены, что в их населенном пункте достаточно мест и устройств для совершения платежей и переводов. В столицах и городах-миллионниках этот показатель находится на уровне 85%, а в сельской местности — 39,6%. Треть из числа всех опрошенных выразили желание увеличить количество точек доступа к платежным услугам. Однако только каждый десятый выразил неудовольствие тем, что в его населенном пункте практически отсутствует выбор каналов оплаты. Данная проблема больше всего волнует жителейСеверо-Кавказского и Приволжского федеральных округов. Банки держат у россиян первое место по удобству расположения и количеству отделений — 71,6% опрошенных указали, что эти параметры в отношении кредитных организаций их устраивают. Практически столько же россиян — 71,3% — удовлетворены количеством и удобством расположения отделений Почты России. 66,4% и 69,9% сограждан устраивает расположение банкоматов и терминалов. На удивление высокий показатель удовлетворенности населения показали доступность и качество интернет- и мобильной связи — ими удовлетворены 58% и 75,3%. А вот у торгово-сервисных предприятий положение «аутсайдеров» — лишь 58,2% респондентов хотя бы частично удовлетворены количеством данных организаций, принимающих к оплате банковские карты. В своем исследовании Центробанк и НАФИ сетуют, что охват населения банковскими услугами остается в ряде регионов ограниченным и дифференцированным территориально. «Это может привести к тому, что спрос на безналичные платежные инструменты останется невысоким и, как следствие, по-прежнему будут использоваться преимущественно наличные деньги», — говорится в исследовании. Народ-банкоманПомимо прочего, ЦБ РФ совместно с НАФИ выявил, что активными пользователями банковских услуг в нашей стране (имеют банковский счет) являются 68,8% от общего числа респондентов. Как правило, это люди от 25 до 45 лет (порядка 75% опрошенных). К потенциальным пользователям данных услуг (то есть тем, кто счета не имеет, но планирует его открыть) отнесено 18,9% опрошенных. Ожидаемо в банки идут преимущественно состоявшиеся в жизни люди: доля активных пользователей услуг кредитных организаций растет в зависимости от уровня образования и доходов респондента. Отметим, что лидерами вовлеченности в банковскую жизнь России стали жители Северо-Западного, Уральского и Центрального федеральных округов — доля активных пользователей банковских услуг в них составила 82,9%, 80,4% и 78,3% от общего числа опрошенных. Меньше всего интересуются банками жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов — там доли составили 53,3% и 48,1%. В числе причин нежелания открывать банковский счет респонденты называли отсутствие необходимости (36,6% опрошенных), низкие доходы (32%), привычку к наличным (4,1%) и низкий уровень доверия к банковской системе (2,3%). Источник: Клерк.ру |