Новые правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, действующие с 2010 года, не могли не затронуть и порядок представления работодателями сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В комментируемых письмах ПФР разъяснил некоторые особенности составления и подачи такой отчетности. (Письмо Пенсионного Фонда РФ от 23.05.11 № 08-25/5577 "О представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета").
Скачать письмо Пенсионного фонда РФ от 23.05.11 № 08-25/5577 "О представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета"
Очем речь
Перечень документов индивидуального (персонифицированного) учета, которые страхователи обязаны представлять в ПФР, утвержден постановлением Правления ПФР от 31.07.06 № 192п (далее – постановление № 192п). Напомним, что с 2011 года сдавать сведения страхователи должны ежеквартально (за I квартал, полугодие, 9 месяцев и календарный год), не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (то есть вместе с отчетностью по страховым взносам РСВ‑1).
Инструкция по заполнению этих документов, приведенная в постановлении № 192п, довольно лаконична. В связи с чем у страхователей и территориальных органов ПФР возникают вопросы по отражению отдельных данных в отчетности. В комментируемых письмах по некоторым из них фонд дает разъяснения (см. таблицу здесь). Предназначены они для территориальных органов ПФР. Однако требования, изложенные в них, наверняка будут учитываться при проверке отчетности, представленной страхователями.
Обратите внимание
Соблюдение рекомендаций Пенсионного фонда РФ в случаях, приведенных в письмах от 18.05.11 № 08-26/5304 и № 08-26/5320 (первые две ситуации, рассмотренные в таблице), затруднений не вызывает. А вот выполнение предписаний письма от 18.05.11 № 08-26/5404 требует дополнительных пояснений.
Страхователь вправе подать уточненный расчет РСВ-1 в целях снижения начисленных им ранее взносов в любой момент (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ*), ограничений по времени законодатель не устанавливает.
* «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).
Проблема в том, что на камеральную проверку расчета по начисленным и уплаченным взносам отводится три месяца со дня его представления (п. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ). В случае положительного результата проверки акт не составляется и этот результат плательщику страховых взносов не сообщается. В итоге добросовестный плательщик, обоснованно рассчитывающий на благоприятный исход камеральной налоговой проверки корректирующего расчета, вынужден дожидаться отрицательного акта на протяжении более чем трех месяцев (п. 5, 6 ст. 34, п. 1, 4 ст. 38, п. 6 ст. 4 Закона № 212-ФЗ).
Если компания сдаст корректирующую форму РСВ-1 за I квартал 2011 года, например, 23 мая, то на ближайшую дату представления сведений персонифицированного учета (15 августа) она может не иметь подтверждения правильности уточненного расчета.
Получается, что подать корректирующие сведения за I квартал 2011 года страхователь сможет лишь с отчетностью за 9 месяцев 2011 года. Однако ПФР требует представлять корректировки вместе с исходными сведениями персонифицированного учета за отчетный период, в котором (именно в котором, а не за который) произведена корректировка (в нашем случае – это полугодие 2011 года, то есть до 15 августа).
По-видимому, корректирующие формы СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2 на понижение взносов за I квартал 2011 года все же надо объединять с исходными за полугодие, если только плательщику не стал известен отрицательный результат проверки. Иначе между сведениями за полугодие, формирующимися нарастающим итогом, и сведениями за I квартал будут расхождения.